Почему происходит нарушение памяти и как это предотвратить

Хорошо известен тот факт, что люди пожилого возраста хуже усваивают новую информацию по сравнению с другими, более молодыми возрастными категориями.

image

Это может несколько затруднять обучение пожилых новым навыкам и усвоение неизвестной ранее информации. В то же время физиологическая забывчивость, никогда не распространяется на текущие или отдаленные события жизни, а также на общие знания, полученные в молодом или среднем возрасте. В результате пожилым лицам требуется больше времени для выполнения аналогичного объема умственной работы, что всегда сопровождается выраженной утомляемостью при выполнении упражнений. Визуально представленная информация запоминается ими лучше, чем слухоречевая. Снижение памяти, как правило, сочетается с рядом других изменений со стороны когнитивных функций. Последние касаются прежде всего времени реакции на происходящее, которое имеет тенденцию к увеличению.

Пожилой возраст, безусловно, предрасполагает к развитию нарушений мнестической функции. Это связано с целым рядом вызываемых старением изменений:

Во-первых, в процессе физиологического старения головной мозг претерпевает ряд структурных, нейрофизиологических и нейрохимических сдвигов, которые уже сами по себе могут быть причиной ослабления памяти, внимания и других когнитивных функций;

Во-вторых, с возрастом уменьшается нейрональная пластичность — способность нейронов головного мозга изменять свои функциональные свойства в зависимости от меняющихся условий внешней среды — это приводит к уменьшению компенсаторных возможностей головного мозга при различных патологических состояния;

В-третьих, пожилой возраст является сильным и независимым фактором риска развития разного рода сосудистых и дегенеративных заболеваний (которые сопровождаются нарушением памяти), при этом изменения церебральных метаболических процессов, связанные с гормональной перестройкой и энергодефицитом в организме в целом, влекущим за собой развитие регионарной ишемии с явлениями оксидантного стресса, уменьшение активирующих влияний на кору головного мозга со стороны неспецифических активирующих церебральных структур; накопление повреждений в результате этого процесса приводит к возраст-зависимому повреждению тканей, местному воспалению, канцерогенезу и, наконец, к старению.

В-четвертых, у пожилых могут возникать функциональные нарушения памяти на тревожно-депрессивных нарушений, при которых жалобы на снижение памяти – типичный симптом; повышенная частота тревожно-депрессивных расстройств в пожилом возрасте обусловлена изменении социального статуса, утрате близких родственников, возникновении хронических заболеваний; следует, однако, оговориться, что наличие депрессии еще не означает отсутствия органического поражения головного мозга; напротив, эмоциональные расстройства типичны для многих органических заболеваний ЦНС, например, болезни Паркинсона, деменции с тельцами Леви, сосудистой мозговой недостаточности и др.

Как показывает качественный нейропсихологический анализ изменений когнитивной сферы у большинства пожилых людей, в их основе лежит нарушение нейродинамики когнитивных процессов, что традиционно связывают с дисфункцией глубинных отделов головного мозга. Консерватизм, формирующийся ввиду трудности смены алгоритма действий, т.е. определенная интеллектуальная инертность, может также рассматриваться как нейропсихологический симптом вторичной дисфункции лобных отделов головного мозга. Легкая лобная дисфункция в пожилом возрасте выявляется также с помощью методов современной функциональной нейровизуализации.

Выраженность возрастного физиологического ухудшения когнитивных функций индивидуальна. При так называемом «успешном старении» человек полностью или почти полностью сохраняет мнестический и интеллектуальный потенциал и даже в самом преклонном возрасте ничуть не уступает молодым в памяти и других когнитивных способностях. Предполагается, что к «успешному старению» предрасполагают конституциональные особенности индивидуума, здоровый образ жизни, интенсивная интеллектуальная деятельность в молодые и средние годы жизни. В других случаях возрастные изменения когнитивных функций могут быть более выраженными, вызывать субъективное беспокойство, а порой — объективные трудности в повседневной жизни. Такие пациенты регулярно обращаются к неврологам и другим специалистам с жалобами на повышенную забывчивость или другие когнитивные нарушения.

В 1994 г. Международной психогериатрической ассоциацией при ВОЗ был предложен термин «возрастное когнитивное снижение» (англ. аging-аssociated сognitive decline) для определения понятия ослабления памяти и внимания возрастного характера. Тогда же были разработаны диагностические критерии этого состояния. Диагностические критерии связанного со старением когнитивного снижения, разработанные Международной психогериатрической ассоциацией ВОЗ:

критерии включения:

  • когнитивные нарушения, отражаемые в жалобах пациента или его ближайшего окружения;
  • постепенное развитие нарушений и их наличие в течение минимум 6 месяцев;
  • нарушения в одной из следующих сфер: памяти, внимания, мышления, речи, зрительно-пространственной ориентировки;
  • результаты нейропсихологических тестов минимум на одно стандартное отклонение ниже нормы, разработанной для данной возрастной группы.

критерии исключения:

  • наличие умеренного когнитивного расстройства по критериям МКБ-10;
  • наличие соматической патологии, способной привести к когнитивным нарушениям;
  • органическая патология головного мозга;
  • выраженные эмоциональные и поведенческие расстройства: депрессия, тревога, делирий и др.;
  • употребление психоактивных веществ.

Согласно указанным критериям, о синдроме «возрастного когнитивного снижения», не связанном очевидным образом с каким-либо установленным соматическим, неврологическим или психическим заболеванием можно говорить в случаях ухудшения одной или нескольких когнитивных способностей, отклоняющихся от среднестатистических показателей для данной возрастной группы, превышающих их, но не достигающих выраженности деменции.

Таким образом, синдром «возрастного когнитивного снижения» занимает промежуточное положение между нормальным старением и патологическими изменениями, обусловленными органическим поражением головного мозга. По эпидемиологическим данным, распространенность «возрастного когнитивного снижения» составляет не менее 40% среди лиц старше 50 лет. Однако в повседневной клинической практике провести грань между «физиологическим» и «патологическим» ухудшением когнитивных способностей в пожилом возрасте весьма сложно, а нередко вообще не представляется возможным. Это связано, в частности, с тем, что у большинства пожилых лиц имеется одно или несколько хронических соматических или неврологических заболеваний, из которых многие потенциально могут оказывать отрицательное влияние на когнитивные функции.

Выявление возрастных нарушений памяти должно проводиться при помощи простейших методик у на амбулаторном этапе участковыми врачами и врачами общей практики, что позволит сократить количество пациентов с деменцией, своевременно проводить терапию и профилактику развития тяжелого когнитивного дефицита.

Необходимым является проведение нейропсихологического обследования с целью ранней диагностики когнитивных нарушений еще до возникновения дезадаптации в повседневной жизни. Для точной дифференциальной диагностики используют специальные методики, стимулирующие внимание пациентов на этапе запоминания. Например, больного просят рассортировать предъявляемые слова по смысловым группам (растения, животные и т. д.), а затем название группы используется в качестве подсказки при воспроизведении. При физиологическом снижении памяти подобная стимуляция внимания выравнивает показатели пожилых и молодых лиц.

Однако при относительно мягкой патологической забывчивости (например, на наиболее ранних стадиях органического поражения головного мозга) нейропсихологические методы исследования могут давать ложноотрицательные результаты, поэтому с практических позиций активные жалобы на забывчивость всегда следует считать патологическим симптомом. Этот симптом может иметь как органический, так и функциональный (психогенный) характер, что требует дополнительного исследования.

В медицинской практике используют следующие нейропсихологические тесты: краткую шкалу оценки психического статуса, шкалу деменции Маттиса, батарею тестов для оценки лобной дисфункции, тест рисования часов. Для оценки степени влияния когнитивных расстройств на повседневную жизнь необходима беседа с родственниками пациента или его сослуживцами. На этапе легких когнитивных расстройств, не достигающих стадии деменции, точный нозологический диагноз не всегда возможен из-за незначительности нейропсихологической симптоматики, иногда только субъективного характера расстройств. Нередко, чтобы удостовериться в патологическом характере нарушений и четко определить нозологическую принадлежность случая, необходимо длительное наблюдение за больным.

Дисметаболические нарушения в результате соматического или эндокринного заболевания, нарушения питания, интоксикации также могут быть причиной нарушений памяти и внимания в пожилом возрасте или могут усугублять нарушения, связанные со структурным поражением головного мозга. Среди дисметаболических причин когнитивных расстройств наиболее важно отметить гипотиреоз, печеночную недостаточность, хроническую гипоксемию в результате дыхательной недостаточности или сонных апноэ, дефицит цианокобаламина и фолиевой кислоты, злоупотребление алкоголем и психотропными препаратами. В случае нарастания мнестических расстройств необходимо использовать нейро-визуализационные методики (КТ, МРТ).

Коррекция возрастных нарушений памяти

К сожалению, многие врачи-клиницисты считают, что нарушения памяти – возрастная проблема, не требующая коррекции. Отсутствие полной уверенности в патологическом характере нарушений и в конкретном диагнозе не должно быть поводом для бездействия врача, поскольку именно на этапе легких когнитивных нарушений патогенетическая терапия имеет наибольшие шансы на успех. Врачу-клиницисту необходимо соблюдать следующее правило: лучше предупредить или замедлить патологические нарушения, чем длительно и не всегда эффективно их лечить. После тщательного диагностического обследования физиологические возрастные изменения памяти необходимо корригировать препаратами полимодального действия, с комплексными антиоксидантными, антигипоксическими и нейро-протекторными свойствами, позволяющих осуществлять коррекцию дисметаболических расстройств, воздействие на микроциркуляцию, церебральный метаболизм и нейротрансмиттерную недостаточность, являющуюся основой когнитивных расстройств. Применение такого комплексного подхода способствует уменьшению выраженности произошедших нарушений и, вероятно, снижает темп их прогрессирования.

Что такое память?

Память — это способность сохранять в головном мозге те или иные отражения объективной реальности в виде знаний и навыков. Как это происходит — до конца не выяснено, есть множество теорий по данной теме. Что точно известно — запоминание происходит благодаря формированию нейронных связей-паттернов, которые обладают различным уровнем стабильности.

Также разнобой существует в имеющихся вариантах классификации, поэтому мы немного упростим для понимания. Итак, по длительности запоминания память бывает кратковременной и долговременной. По методике запоминания есть механическая и ассоциативная память. В первом случае человек запоминает нечто, никак не подкреплённое предыдущим опытом (тем, что уже находится в долговременной памяти). Во втором мы «подвязываем» новую информацию к уже имеющейся — или схожей, или кардинально противоположной. Второй тип запоминания более надёжный — например, легко запомнить, что происходило в какой-то редко бывающий праздник, чем в любой обычный день, переполненный рутиной. Грамотное образование ассоциаций лежит в основе технологии качественного запоминания — мнемоники.

Нарушения памяти

Теперь поговорим о расстройствах памяти. Они бывают количественными (гипомнезия, гипермнезия и амнезия) и качественными (парамнезии).

Количественные расстройства

Гипомнезия, или ослабление памяти — самое распространённое её расстройство. Человек полностью или частично утрачивает способность как запоминать новую информацию, так и воспроизводить старые воспоминания. По характеру ослабления памяти врач может предположить примерную причину. Например, при атеросклерозе сосудов головного мозга, из-за которого страдает память у пожилых людей, наибольшие затруднения возникают при воспроизведении новой, свежепоступившей информации, тогда как события давно минувших дней больные могут помнить очень отчётливо.

Гипомнезия, помимо атеросклероза, может быть следствием травмы, инфекционного процесса, синдрома хронической усталости, анемии, злоупотребления психоактивными веществами (включая алкоголь) и многих других заболеваний. Поэтому, если Ваша память начала ухудшаться — нелишним будет проконсультироваться с лечащим врачом. Бороться с гипомнезией помогает интеллектуальная деятельность — кроссворды, арифметические операции в уме, запоминание стихотворений и т.п. Также есть продукты питания, благотворно влияющие на память — орехи, черника, пшено, рыба и морепродукты, шалфей и т. д.

Гипермнезия — это усиление памяти. Она бывает как маркером появившихся расстройств функционирования мозга, так и вариантом нормы. Гипермнезия может возникнуть при некоторых психических болезнях, например при биполярном аффективном расстройстве (старое название — маниакально-депрессивный психоз), при лихорадочном состоянии во время инфекционных болезней, и даже при стрессе (пресловутое «жизнь пронеслась перед глазами»). Проявляться гипермнезия может как повышенной способностью к запоминанию, так и наплывами воспоминаний, ранее казавшихся забытыми. В любом случае — гипермнезия, если она не является врождённым талантом, является очень серьёзным поводом, требующим визита к врачу, причём сразу к неврологу или психиатру.

Амнезия — термин, хорошо известный социуму. Ещё бы — едва ли не в каждом популярном телесериале есть герой, страдающий подобным расстройством. Как Вы уже догадались, амнезия — это пробел в памяти. Чаще всего она охватывает строго ограниченный отрезок жизни больного — например, время, когда человек находился в бессознательном состоянии во время обморока. Амнезия бывает ретроградной (выпадают из памяти события перед болезненным состоянием; подобный вид амнезии част при травмах головы), конградной (выпадает событие во время болезненного состояния; те же травмы, а также обмороки или психотравмирующие ситуации) или  антеградной (утрачивается способность к запоминанию новых впечатлений; такое бывает при травме, инфекционном процессе в мозге и ряде других состояний). Бывают также комбинации различных видов амнезий, например ретроантеградная. Также амнезия может быть следствием ухудшения состояния больного, до этого страдавшего гипомнезией. Увы, подобное бывает часто при уже упомянутом атеросклерозе. Особняком стоит амнезия ранних лет жизни, в той или иной мере присутствующая у каждого, и поэтому считающаяся нормой.

Качественные расстройства

Парамнезия — это не что иное, как ложное воспоминание. При парамнезиях способность к запоминанию и удержанию информации не меняется, но нарушается порядок хранимых в мозге сведений.

Наиболее распространённый вид парамнезий — это псевдореминисценции. В этом случае человек неверно помнит время события, хранимого в памяти, при том, что само событие он помнит правильно. Подобный вид парамнезий может быть как вариантом нормы, так и признаком дебюта какой-либо болезни. Другое название псевдореминисценций — иллюзии памяти.

При всей внешней схожести широкоизвестный феномен дежавю не относится к нарушениям памяти — тут задействованы механизмы восприятия и обработки информации на различных уровнях

Также парамнезия может проходить по типу конфабуляции — когда имеющийся провал в памяти (амнезированный период) «заполняется» событиями, на деле никогда не происходившими в жизни больного. Этот уровень качественного расстройства памяти, хоть и является более глубоким, чем псевдореминисценции, но всё же ещё может быть вариантом нормы. Но надо помнить, что есть довольно широкий спектр патологий, при которых наличествуют конфабуляции, начиная от отравления психоактивными веществами и заканчивая шизофренией и другими психическими заболеваниями.

Есть ещё такой вариант расстройства как криптомнезия. Это такой обман памяти, при котором чужая мысль воспринимается как своя собственная. Так бывает, если события, способствовавшие запоминанию чужой мысли, не были важными для индивидуума на тот момент, но при этом через длительное время возникла насущная задача, «освежившая» считавшуюся ранее неактуальной информацию. При этом чужое авторство мысли трактуется мозгом как несущественная деталь и амнезируется. Однако криптомнезии следует отличать от настоящего сознательного плагиата.

Все парамнезии, особенно если их частота нарастает, должны являться объектом внимания врача, потому что подобные расстройства часто находятся на грани с более серьёзными (например, бредовыми), и порой требуется недюжинный врачебный опыт, чтобы отличить одно от другого.

Ну вот вкратце и всё, что мы хотели рассказать. Надеемся, наша информация поможет Вам при оценке собственного состояния здоровья или при взгляде на имеющиеся проблемы у родных и близких, чтобы при необходимости принять правильное решение.

Механизмы памяти как одного из важнейших компонентов высшей нервной и психической деятельности полностью еще не раскрыты. Получены данные о важной роли рибонуклеиновой кислоты (РНК) и олигопептидов в осуществлении функции запоминания, об образовании кольцевых нейронно-глиальных структур (в которых могут длительно циркулировать импульсы, обеспечивая тем самым хранение информации) и др.

В системе каждого анализатора происходит фиксация информации, поэтому можно говорить о памяти зрительной, слуховой, тактильной и т. д. При раздражении коры затылочно-теменно-височной области во время нейрохирургических операций под местной анестезией у больных возникали ощущения, характеризующиеся вспоминанием каких-либо событий, лиц, предметов, звуков. Вместе с тем память как психический процесс связана с работой целостного мозга, поэтому говорить о центрах памяти можно лишь условно.

Экспериментальными и клиническими исследованиями показано, что в формировании памяти имеют существенное значение такие структуры мозга, как гиппокамп, поясная извилина, передние ядра таламуса, мамиллярные тела, перегородка, свод, амигдалярный комплекс, гипоталамус, которые составляют большой и малый круг Папеца.

На функцию памяти оказывают влияние эмоции, внимание, степень заинтересованности, целеустремленности. Различают механическую память (более элементарная, наглядно-образная) и смысловую (более сложная, абстрактная).

Расстройства памяти весьма многообразны и возникают не только при органических поражениях мозга. Они наблюдаются при переутомлении, неврозах, интоксикациях и др. Возможны изолированные нарушения запоминания при достаточно уверенном владении ранее накопленными сведениями или, наоборот, снижение оперативности памяти, т. е. неспособность быстро вспоминать при хорошем запоминании.

Нарушение памяти с утратой способности сохранять и воспроизводить приобретенные знания обозначается амнезией (греч. amnesia — забывчивость, потеря памяти). Выделяют несколько видов амнезий.

  • Фиксационная амнезия — ослабление или отсутствие запоминания текущих, недавно происходивших событий при сохранности в памяти приобретенных в прошлом знаний. Такие расстройства памяти особенно выражены при алкогольной энцефалопатии (корсаковский амнестический синдром), а также при атеросклерозе сосудов головного мозга, некоторых интоксикациях (например, при отравлении окисью углерода). При выраженном нарушении запоминания новых фактов и обстоятельств развивается амнестическая дезориентировка в обстановке и окружающих лицах, во времени и последовательности событий.
  • Прогрессирующая амнезия — постепенное опустошение запасов приобретенных сведений и знаний. Снижение памяти развивается в определенной последовательности: от более частных элементов к более общим; от позднее приобретенной информации к более ранней; оно прочнее закреплено, более организованно и автоматизирование; от менее эмоционально насыщенного к более эмоционально значимому (закон Рибо).
  • При черепно-мозговой травме с выключением сознания в последующем, при восстановлении сознания, нередко отмечается выпадение памяти (полное или частичное) на определенный период времени. Полное выпадение воспоминаний может ограничиваться только периодом нарушенного сознания (конградная амнезия) или распространяется на события, предшествовавшие состоянию измененного сознания — от нескольких часов, дней до месяцев и даже лет (ретроградная амнезия).
  • Если утрачиваются воспоминания о событиях, переживаниях, которые были по окончании расстройства сознания, то это свидетельствует об антероградной амнезии. Сочетание двух последних вариантов амнезии, т. е. выпадение памяти на предшествующие травме (болезни) и на последующие события, называется антероретроградной амнезией.
  • Встречается еще и постгипнотическая амнезия (пробелы памяти на события, происходившие во время гипноза),
  • кататимная амнезия (выпадение из памяти психогенных неприятных, аффективно насыщенных впечатлений и событий)
  • Значительно чаще встречается не выпадение, а снижение памяти — гипомнезия.
  • Редко наблюдается гипермнезия — необычайно хорошая (феноменальная) память. Гипермнезия обычно относится к механической памяти.
  • У больных со снижением памяти часто наблюдается симптом ложных воспоминаний — псевдореминисценций, при котором реальные события прошлого переносятся больными в настоящее. Если ложные воспоминания больных носят фантастический, нереальный характер, больные рассказывают о событиях, которые в реальности происходить не могли, то это свидетельствует о конфабуляциях.
  • Своеобразными нарушениями памяти являются ощущения «уже виденного» (deja vu), «уже слышанного» (deja entendu), когда человеку вдруг начинает казаться, что вся ситуационная обстановка когда-то в точности им переживалась. Иногда наблюдается и обратное явление — «никогда не виденного» (jamais vu), «никогда не слышанного» (jamais entendu), когда какое-либо знакомое явление ощущается словно впервые в жизни. Эти феномены возникают при раздражении височной доли (опухолью, рубцово-спаечным процессом и др.).

Для исследования памяти применяют ряд психологических методик.

  • Выяснить состояние механической памяти возможно тестом с запоминанием 10 слов: обследуемому медленно называют 10 слов и просят их повторить; порядок повторения слов не имеет значения. Затем эти же слова повторяют до 5 раз. После каждого повторения отмечают, сколько слов из 10 пациент воспроизвел. Наконец, через час просят вновь назвать эти же слова, но уже без их повторного называния. Используя полученные данные, составляют кривую запоминания. Обычно после 3-го повторения запоминается 9-10 слов; и эта цифра удерживается в 4-й и 5-й пробах. Через час остается в памяти 8-10 слов. При плохом запоминании количество воспроизведенных слов значительно меньше.
  • Для оценки зрительной памяти обследуемому предлагают таблицу с 10 словами, которую показывают в течение 1 мин, и просят записать запомнившиеся слова.
  • Кратковременную память можно исследовать, предлагая повторить определенный текст с построчечным добавлением. Например, «один особенный оригинал», «два добрых диких дикобраза», «три толстых тихих тарантула», «четыре чертика чесали череп чудаку», «пять перепелочек пели, плотно пообедав» и т. д. При наличии гипомнезии больной затрудняется точно воспроизвести текст уже при добавлении 2-й или 3-й фразы. При амнезии больной затрудняется повторить даже одну предложенную фразу, например, «черная земля, зеленая трава, голубое небо».
  • Для исследования логической памяти, ассоциативного запоминания применяют методику «слова + картинки». Больному называют 10 слов и предлагают к каждому слову подобрать карточки с изображением различных предметов: например, к слову «свет» — изображение лампочки, «обед» — буханки хлеба, «морковь» — зайца, «гриб» — леса и т. п. После того как обследуемый отберет карточки в ответ на называемые слова, их откладывают в сторону и спустя час просят по картинкам вспомнить, каким словам они соответствуют.В этой методике имеют значение не только количество слов, которое больной запомнил, но и особенности его ассоциаций — примитивность, сложность, вычурность.
  • Используют и метод пиктограмм. Больного просят нарисовать рисунки, облегчающие запоминание предъявляемых слов. Наряду с заданиями изобразить конкретные понятия («солнечный день», «весну», «веселый праздник»), предлагают и более абстрактные («дружба», «развитие», «интенсификация»). Оценивается характер рисунков — их чрезмерная детализация или, наоборот, символичность.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации