Синдром минимальной мозговой дисфункции

Лечение болезни может быть сопряжено с некоторыми осложнениями. В основном минимальная мозговая дисфункция лечится при помощи таких методов:

Двигательная активность, чтобы улучшить ловкость и координацию малыша.

Коррекция при помощи педагогических и психологических методик. Она включает в себя ограничение нахождения за компьютером и перед телевизором, детально проработанный режим дня, позитивное общение с ребёнком – побольше похвал и поощрений.

Лечение при помощи медикаментов. Самолечением заниматься нельзя, так как лекарства могут иметь побочные эффекты или противопоказания. Существует несколько групп лекарственных препаратов, лечащих мозговую дисфункцию: это ноотропные средства, стимуляторы ЦНС, трициклические антидепрессанты. При помощи такой терапии улучшается деятельность высших мозговых психических функций и нейромедиаторная работа.

Коррекция и лечение болезни зависят от того, каковы главные психоневрологические признаки, и каким образом они выражаются. Если у ребёнка наблюдается чрезмерная активность и импульсивность, следует принимать успокоительные – лекарства, содержащие кальций и бром, травяные настойки.

Минимальная мозговая дисфункция приводит к тому, что ребёнок может терять концентрацию к концу учебного дня или даже одного отдельно взятого урока. Таким детям рекомендуется принимать лекарства, которые способствуют повышению активности нервной системы, а также приём витамина В.

Если ММД сочетается с ещё одним заболеванием – гидроцефальным синдромом, у ребёнка могут начаться головные боли, появиться проблемы со сном, повыситься возбудимость, немного увеличиться общая температура тела. Для избавления от этих симптомов следует принимать препараты, уменьшающие внутричерепное давление. Если возникают проявления судорог, принимают противосудорожные лекарства.

Когда первичным признаком заболевания является торможение в развитии моторики и психики, помимо педагогической коррекции следует пройти курс лечения стимулирующими препаратами, которые повысят активность работы мозга.

Лекарства

Минимальная мозговая дисфункция может лечиться при помощи медикаментов, которые урегулируют циркуляцию жидкости в головном мозге, уменьшат частоту соматических проявления заболевания, увеличат скорость созревания высших функций в мозговых процессах. Среди используемых лекарств выделяют следующие.

  • Меллерил, являющийся аккуратнодействующим нейролептиком, который уменьшает негативное воздействие на ЦНС и проявления гипервозбудимости. Его принимают при неврозах, сильной раздражительности, неврастении. При неврозах дозировка составляет трёхразовый приём 0,005-0,01-0,025 г лекарства; при психических болезнях принимают 50-100мг в день.

Побочные действия: длительное применение снижает показатель лейкоцитов в крови; может возникать сухость во рту, агранулоцитоз, экстрапирамидные расстройства.

Противопоказания: нельзя принимать при аллергиях, невоспалительных проблемах с сетчаткой глаз, глаукоме.

  • Триоксазин, оказывающий успокаивающее влияние на ЦНС. Назначают при невротических болезнях с появлением симптомов страха, сильной раздражительности, возбуждения, бессонницы, быстрой утомляемости, слабости, апатичности, общей вялости. Приём 2-3 раза ежедневно в дозировке 0,3 г.

Побочные эффекты: большая доза лекарства может вызвать тошноту, общую слабость, состояние сонливости. Также может возникать сухость во рту.

  • Седуксен, который расслабляет мышцы, успокаивает ЦНС, оказывает противосудорожное воздействие. Его могут назначать в случае неврозов и невротических заболеваний. Для детей 1-3 лет суточная доза составляет 2мг; 3-7 лет – 6 мг; от 7 лет – 8-10мг.
  • Аминалон, назначаемый для лечения родовых повреждений и травм черепа, низкой психической активности и торможении умственного развития. Приём лекарства осуществляется перед едой. Дети 1-3 лет – 1г/сут., 4-6 лет – 1,5г/сут., от 7 лет – 2г/сут. Доза делится на 2 приёма.

Побочные эффекты: иногда может возникать ощущение жара, диспепсические симптомы, скачки давления, проблемы со сном, но они проходят, если уменьшить дозировку.

Противопоказан при  гиперчувствительности.

Витамины

Любому человеку, даже здоровому, следует принимать витамины. Это укрепляет организм и защищает от различных заболеваний.

Уменьшить проявление симптомов заболевания с диагнозом минимальная мозговая дисфункция могут следующие витамины:

  • Витамин В1. Он нормализует сон, снимает повышенное возбуждение. Содержится в овсянке, сделанной на цельном молоке, пшеничных отрубях, нешлифованном рисе, семечках подсолнуха, бобовых, макаронах.
  • Витамин В6. Способен нормализовать работу нервной системы. Витамина много в молоке, курином и говяжьем мясе, рыбе, яйцах, капусте, запечённой в фольге картошке.
  • Витамин В5 способствует лёгкому засыпанию, снимает раздражительность и нервозность. Его много в говядине (печень и почки), зелёных овощах, кисломолочной продукции. Следует отметить, что эти продукты нельзя замораживать или консервировать, так как из-за этих процессов из них уходит витамин.
  • Витамин С отлично борется со стрессами, защищая от них нервную систему. Его очень много во фруктах, особенно цитрусовых, а также в зелени. Также для ребёнка нелишним будет употребление помидорных салатов с добавлением листовых овощей, чая, сделанного на основе протёртой чёрной смородины, пюре из картошки, цветной капусты.

Физиотерапевтическое лечение

Лечение при помощи немедикаментозных методов может отлично дополнить этот способ коррекции. В отдельных случаях оно может выполняться и без обращения к лекарственным препаратам.

Когда выбор делают в пользу лечения при помощи физиотерапевтических методов, создаётся индивидуальный комплекс коррекционных методик. Он назначается в зависимости от проявления симптомов болезни, характера расстройства, наличия дополнительных болезней. Зачастую такой курс состоит из нескольких основных процедур – это мануальная терапия, направленная на восстановление позвоночника, массаж, дифференцированная кинезотерапия.

При диагнозе минимальная мозговая дисфункция очень эффективен массаж. Эта процедура способна содействовать появлению общих и местных реакций в организме больного. Она повышает число работающих сосудов, придавая ускорение лимфотоку и венозному/капиллярному кровотоку. Также массаж ускоряет обмен веществ и способствует улучшению иммунной деятельности организма.

Различные виды массажа, отличающиеся по длительности и силе воздействия, позволяют влиять на функционирование ЦНС, увеличивая скорость обменных процессов в тканях и увеличивать/снижать её возбудимость.

Лечение травами

Минимальная мозговая дисфункция может лечиться при помощи некоторых травяных сборов. Большинство лечебных трав изготовляются по одному принципу:

Настойка, сделанная из пустырника, хорошо помогает при неврозах и плохом засыпании. Принимать нужно 3-4 раза ежедневно в течение месяца до еды. Дозировка: 30 капель.

Настойка пиона, которую принимают при проблемах с вегето-сосудистой системой и бессоннице. Курс продолжается в течение месяца по 30–40 капель/сут.

Валерьянка хорошо справляется с сильными нервами, улучшает процесс засыпания. Пить нужно ежедневно 20-30 капель перед едой (3-4 раза/сут.).

Сделанный из травяного сбора бальзам применяется в случае бессонницы – вымоченные в настойке тампоны прикладываются к затылку и вискам. Изготовляется следующим образом –берётся перечная мята, кориандр и листья мелиссы, и заливается 60-80% раствором спиртав пропорции 30г/100 мл. Получившуюся смесь нужно настаивать примерно 7–10 дней.

Гомеопатия, оперативное, народное лечение минимальной мозговой дисфункции

В случае диагноза минимальная мозговая дисфункция гомеопатические методы, народные средства и микстуры не оказывают положительного влияния на организм. Оперативное вмешательство также не проводится.

Причины

Считается, что синдром минимальной мозговой дисфункции (ММД) связан с незначительным повреждением ствола головного мозга, той части, которая контролирует возбуждение. Вероятной причиной такого повреждения является лишение кислорода во время родов.

Хотя такой ущерб не влияет на интеллект, но оказывает влияние на двигательную активность и внимание. ММД обычно не проявляется до тех пор, пока ребенок не достигнет школьного возраста.

Синдром также связан с наследственностью, плохим питанием, воздействием токсичных веществ и болезни в утробе матери.

Другие симптомы, которые могут быть связаны с расстройством, включают:

  • плохой или неточный образ тела,
  • незрелость,
  • трудности с координацией,
  • гипоактивность,
  • гиперактивность,
  • трудности с написанием или вычислением,
  • проблемы речи, общения,
  • когнитивные трудности.

Вторичные симптомы: социальные, аффективные и личностные нарушения.

image

Вегето висцеральный синдром у детей

Дети с трудностями обучения проявляют нарушения в одном или нескольких основных психологических процессах, связанных с пониманием, использованием устного или письменного языка.

Симптомы могут проявляться в нарушениях слуха, мышления, чтения, письма, орфографии, математики.

Признаки были названы перцептивными недостатками, черепно-мозговой травмой, минимальной мозговой дисфункцией, дислексией, развитием афазии, гиперактивностью. Но синдром не включает проблемы обучения, связанные с визуальными, слуховыми или моторными недостатками, умственной отсталостью, эмоциональными нарушениями или неблагоприятными условиями окружающей среды (Clements, 1966).

Устаревший термин «Минимальная мозговая дисфункция» (ММД) не лучше или хуже, чем другие 40 нечетных названий, предложенных для этого синдрома, но у него есть серьезные недостатки.

Например, слово «минимальная» относится к степени повреждения головного мозга или, дисфункции, которая минимальна по сравнению с церебральным параличом, но последствия этого состояния, конечно, не минимальны.

Возраст, когда синдром проявляется, простирается от младенчества до старения. Презентация – от минимальной мозговой дисфункции (MМД) у ребенка до дисфункции головного мозга (ДГМ), синдрома дефицита внимания (СДВ) с остаточным ангажированным дефицитом (RAD) у подростка.

Поскольку состояние становится более известным для большего числа практиков, больше взрослых будет признано нуждающимся в лечении.

image

Заболеваемость

Заболеваемость СДВГ составляет около 10% всех школьников, встречается у мальчиков гораздо больше, чем у девочек. Причина в том, что у мальчиков больше случаев правильного доминирования мозга, чем у девочек.

Мужской гормон Тестостерон усиливает правое полушарие, а эстроген, женский гормон, левое полушарие. Синдром ММД представляет собой либо проблему обучения (незрелость головного мозга), либо проблему поведения (избыток правого мозга), или и то, и другое.

Если его увидит кто-то, знакомый с состоянием, легко диагностирует еще до того, как ребенок отправится в школу. Слишком много детей диагностируются поздно, когда уже возникли серьезные проблемы. Заболеваемость растет просто потому, что население растет, а также потому, что диагноз делается чаще. Это обнадеживает, но этого недостаточно.

Диагностика

Несмотря на высокую заболеваемость, разрушительные последствия для человека и его семьи, длительность заболевания, даже после школьного возраста, его часто неправильно диагностирует неопытный медицинский персонал или при диагнозе плохо лечат. Следует добавить, что даже при правильном диагнозе и лечении предлагаемые средства слишком часто неадекватны.

Вероятно, существует только одна реальная причина синдрома минимальной мозговой дисфункции – это биохимический дефицит нейротрансмиттера в мозге, который является генетическим.

Он предрасполагает мозг к нормальной восприимчивости любого стресса, будь то физическая травма, эмоциональная, кислородная недостаточность, пищевая деградация или бактериальное вторжение.

Незрелость нервной системы, особенно левого полушария мозга, также играет роль, поскольку недоношенные младенцы и близнецы более восприимчивы. Задержка формирования психических функций этих детей является неотъемлемой и важной частью диагноза.

Существуют явно психологические факторы, но они неизменно вторичны по своей природе, являются частью синдрома, но никогда не являются причиной. При адекватном лечении большинство вторичных эмоциональных проблем быстро исчезают.

При синдроме минимальной мозговой дисфункции все симптомы не обязательно присутствуют для постановки диагноза. Допустимо подтвердить диагноз, если есть некоторые из признаков, в переменных степенях от легкой до тяжелой.

Симптомы ммд у детей

В младенчестве:

  • частые колики,
  • бессонница,
  • чрезмерная рвота,
  • проблемы с питанием, туалетом,
  • беспокойство,
  • чрезмерный плач.

Беспокойный ребенок становится сверхактивным, расстроенным и трудным ребенком в детском саду. В школе развиваются проблемы обучения и концентрации, что приводит к недооценке и плохой самооценке. Сначала проявляется проблема чтения (слуховое нарушение), но не ранняя математика.

Позже, математика тоже страдает. Эти школьники лучше справляются с географией, чем с историей. Лучше в геометрии, чем алгебре, как правило, любят искусство и музыку, особенно шоу, театр, телевидение.

Все это связано с талантом правого полушария и незрелостью левого. Постепенно уровень активности замедляется в период полового созревания или позже. Но беспокойная природа остается, иногда импульсивная. Последнее, самое неприятное, – это невозможность сосредоточиться на задаче.

Проблемы координации в ранние годы проявляются как отставание в способности справляться с ожидаемыми возрастными задачами. Позже ребенок, часто неуклюжий, плохо справляется в играх с мячом, имеет неопрятный почерк или то, и другое.

Отставание и отсутствие ингибирующей функции иногда приводят к энурезу (непроизвольное мочеиспускание), энкопрезу – они более распространены в периоды стресса, но не вызваны им.

У этих детей серьезные проблемы с слуховым восприятием и словесной концентрацией. Неспособность сконцентрироваться на заданной задаче и способность к визуальному отвлечению, формирует серьезную проблему. Однако обучение на компьютере, которое является визуальным, механическим, – это удовольствие.

Прогноз

С течением времени отставание развития, особенно в языке, сочетается с образовательным отставанием. До такой степени, что не могут справиться с элементарной работой в школе.

Эти дети перестают мечтать. Когда задачи задаются на уровне их способностей они могут наслаждаться успехом. Порочный цикл вскоре устанавливается там, где плохие успехи приводят к несправедливой критике, плохой самооценке, демотивации, разочарованиям, неудачам.

Все это очень плохо переносится ребенком синдромом минимальной мозговой дисфункции. Он становится сверхчувствительным к критике, часто очень агрессивным, антагонистическим к любой форме дисциплины.

Основные клинические проявления

Первые симптомы этого синдрома у детей могут развиваться после родов, в дошкольном и школьном возрасте. Для каждой категории существуют свои специфические клинические проявления. Признаки ММД в первый год жизни ребенка характеризуются неврологическими симптомами. При заболевании нарушения происходят в следующих сферах:

  • внимание;
  • речь;
  • память;
  • двигательная сфера;
  • поведение;
  • эмоции;
  • ориентировка в пространстве.

У новорожденных отмечается нарушение тонуса скелетных мышц — тремор и гиперкинезия (внезапно возникающие непроизвольные движения в одной или группе мышц). Симптомы проявляются спонтанным образом. Они не связаны с эмоциональным фоном ребенка, в некоторых случаях усиливаются при плаче. Отмечаются нарушения сна и аппетита. У детей возникают патологии зрительной координации и задержка в психическом развитии. В 8-12 месяцев появляются нарушения манипуляции с предметами. Развиваются патологии функций черепно-мозговых нервов и повышение внутричерепного давления.

По причине чрезмерной возбудимости стенок желудочно-кишечного тракта отмечается чередование диареи и запоров. Обнаруживаются частые срыгивания и рвота. В возрасте 1-3 лет ММД характеризуется высокой активностью и возбудимостью. Отмечаются резкое снижение и потеря аппетита, а также нарушение сна, которое характеризуется долгим засыпанием, беспокойным поведением и ранним пробуждением.

У таких детей наблюдаются медленная прибавка в весе, запоздалое развитие речи, нарушение чтения и энурез. В возрасте 3 лет пациенты отличаются неуклюжестью, высокой утомляемостью, импульсивностью и негативизмом. Такие дети могут долго находиться в неподвижном состоянии и концентрироваться на каком-то задании или игре. Они легко отвлекаются и совершают большое количество бесполезных и хаотичных движений. Дети с трудом переносят яркий свет, сильный шум, духоту в помещениях и жаркую погоду. Их укачивает в транспорте, быстро возникает тошнота с рвотой. У детей отмечаются проблемы в школе из-за их поведения.

Наибольшая выраженность минимальной мозговой дисфункции отмечается у пациентов при их первом попадании в коллектив (4-6 лет ). У таких детей наблюдаются высокая возбудимость, повышенная двигательная активность или заторможенность. У них рассеянное внимание и нарушения памяти. Они с трудом осваивают школьную или детсадовскую программу. Дети не могут полностью сформировать навыки письма, чтения. Отмечаются нарушения счета (акалькулия). Ребенок акцентирует внимание на своих неудачах, развиваются заниженная самооценка и неуверенность в себе. Дети растут эгоистами и склонны к уединению. Отмечается предрасположенность к конфликтам. Дети часто отказываются от обещаний, которые дают. В коллективе ребенок стремится занять позицию лидера или полностью отстраниться от других. В результате этого могут появиться нарушения социальной адаптации, психические отклонения и ВСД (вегетососудистая дистония).

У больных детей отмечается лабильность (перепады) настроения, вспышки агрессии и гнева. В большинстве случаев они путают «право» и «лево», пишут буквы зеркально. Отмечаются сложности механического запоминания.

У детей наблюдаются нарушения мелкой моторики и артикуляции. Они плохо воспринимают чужую речь и не усваивают информацию на слух. У грудничков отмечаются повышенная капризность, заболевания желудочно-кишечного тракта и судороги. Следствием минимальной мозговой дисфункции у детей школьного возраста является синдром дефицита внимания и гиперактивности. Последствиями ММД у взрослых людей является раздражительность, резкая смена настроения, импульсивность в поведении. Отмечаются трудности в усвоении навыков. Пациенты жалуются на неловкость движений.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации