Абилитация в психологии и реабилитация. Что это такое, категории, коррекция

Абилитация и реабилитация — ключевые понятия в психологии, важные для восстановления и адаптации людей с нарушениями. В статье рассмотрим определения абилитации и реабилитации, их категории и методы коррекции. Понимание этих понятий поможет читателям ориентироваться в вопросах психического здоровья и социальных услуг, а также осознать важность индивидуального подхода в процессе восстановления.

Определение

Абилитация в психологии – это термин, происходящий от латинского слова habillis (удобный, приспособленный), который обозначает реализацию медико-социальных мероприятий, направленных на улучшение психофизических возможностей детей с инвалидностью, выявленной внутриутробно, сразу после рождения или в раннем возрасте.

Все мероприятия, входящие в абилитацию, имеют целью подготовить детей с ограниченными возможностями к успешной адаптации в обществе, а также к реализации их потенциала в учебной и профессиональной сферах.

В общем смысле под «абилитацией» подразумевается любая подготовительная деятельность. Как метод реабилитационных действий, абилитация активно используется в лечебно-педагогических мероприятиях, которые помогают предотвратить развитие патологических состояний у детей в возрасте от 0 до 3-5 лет, что может привести к утрате трудоспособности, способности к полноценному обучению и затруднениям в социальной адаптации.

В педагогическом словаре термин «абилитация» трактуется как формирование способности к определенным действиям. Это понятие чаще всего применяется к детям с момента рождения до достижения 5-летнего возраста и существенно отличается от термина «реабилитация», который подразумевает восстановление утраченных навыков в результате болезни, травмы и других факторов.

Абилитация и реабилитация в психологии представляют собой ключевые процессы, направленные на восстановление и развитие функциональных возможностей человека. Специалисты отмечают, что абилитация в основном применяется к детям и включает обучение новым навыкам, которые помогут им адаптироваться к окружающей среде. Это может касаться как физических, так и когнитивных умений. Реабилитация же сосредоточена на восстановлении утраченных функций у людей, которые уже обладали определенными навыками, но по различным причинам их потеряли. Врачи выделяют несколько категорий реабилитации, таких как физическая, психологическая и социальная, каждая из которых требует индивидуального подхода. Коррекция в этом контексте включает использование различных методов и техник, направленных на устранение или минимизацию нарушений. Важно, чтобы процесс был комплексным и охватывал как медицинские, так и психологические аспекты, что способствует более эффективному восстановлению пациента.

Абилитация в психологии и реабилитация. Что это такое, категории, коррекция

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ: что это такое и зачем она нужна? Отвечает психологПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ: что это такое и зачем она нужна? Отвечает психолог

Абилитация и реабилитация в психологии представляют собой важные процессы, направленные на восстановление и адаптацию личности. Эксперты подчеркивают, что абилитация фокусируется на развитии навыков и способностей у людей с ограниченными возможностями, чтобы помочь им достичь максимальной независимости. В отличие от этого, реабилитация ориентирована на восстановление утраченных функций и навыков после травм или заболеваний.

Существует несколько категорий абилитации, включая физическую, социальную и профессиональную, каждая из которых требует индивидуального подхода. Коррекция, в свою очередь, играет ключевую роль в обоих процессах, позволяя выявлять и устранять психологические и эмоциональные барьеры. Таким образом, интеграция абилитации и реабилитации в психологическую практику способствует более эффективному восстановлению и улучшению качества жизни клиентов.

Назначение

Как сфера деятельности, абилитационная педагогика призвана заниматься вопросами:

  • диагностики и раннего выявления заболеваний, связанных с ограничением социализации, нарушением трудоспособности детей дошкольного возраста;
  • стимуляции раннего развития, семейного воспитания, образования и социализации малышей с ограниченными возможностями здоровья (как физиологическими, так и психологическими);
  • технологии обучения родителей детей с выявленными отклонениями в развитии.
Категория Абилитация Реабилитация
Определение Комплекс мер, направленных на формирование и развитие у человека навыков и способностей, которые изначально отсутствовали или были недостаточно развиты, для его адаптации к жизни и полноценного участия в обществе. Комплекс мер, направленных на восстановление утраченных или нарушенных функций и способностей человека, а также на компенсацию стойких нарушений, для его возвращения к полноценной жизни и деятельности.
Цель Развитие новых навыков и способностей, формирование компенсаторных механизмов, предотвращение вторичных нарушений, социальная адаптация. Восстановление утраченных функций, компенсация стойких нарушений, улучшение качества жизни, реинтеграция в общество.
Целевая аудитория Дети с врожденными нарушениями развития (ДЦП, аутизм, синдром Дауна), люди с приобретенными нарушениями, не имевшие ранее определенных навыков. Люди, перенесшие травмы, инсульты, операции, имеющие хронические заболевания, утратившие ранее приобретенные навыки.
Направление работы Формирование базовых навыков (двигательных, речевых, когнитивных, социальных), обучение самообслуживанию, развитие коммуникации, подготовка к обучению и трудовой деятельности. Восстановление двигательных функций (ЛФК, массаж), речевая терапия, когнитивная реабилитация, психологическая поддержка, профессиональная переориентация.
Основные методы коррекции Игровая терапия, сенсорная интеграция, АВА-терапия, Монтессори-педагогика, логоритмика, арт-терапия, эрготерапия, адаптивная физкультура. Физиотерапия, лечебная физкультура, массаж, логопедические занятия, нейропсихологическая коррекция, психотерапия, трудотерапия, социальная адаптация.
Фокус Развитие потенциала, формирование новых возможностей. Восстановление утраченных функций, компенсация дефицитов.
Пример Обучение ребенка с ДЦП самостоятельному приему пищи с помощью специальных приспособлений. Восстановление речи у пациента после инсульта с помощью логопедических упражнений.

Интересные факты

Вот несколько интересных фактов о абилитации и реабилитации в психологии:

  1. Различие в подходах: Абилитация и реабилитация часто используются как синонимы, но на самом деле они имеют разные цели. Абилитация направлена на развитие и обучение новым навыкам у людей с ограниченными возможностями, чтобы помочь им адаптироваться к жизни в обществе. В то время как реабилитация фокусируется на восстановлении утраченных функций и навыков после травмы или болезни.

  2. Многоуровневая структура: Абилитация и реабилитация могут включать в себя несколько категорий, таких как физическая, психологическая и социальная. Например, в процессе реабилитации могут использоваться методы физиотерапии, психологической поддержки и социальной адаптации, что позволяет комплексно подходить к восстановлению пациента.

  3. Инновационные технологии: В последние годы в области абилитации и реабилитации активно используются современные технологии, такие как виртуальная реальность и робототехника. Эти технологии помогают создавать интерактивные и мотивирующие условия для обучения и восстановления, что значительно повышает эффективность терапии и улучшает качество жизни пациентов.

Основные идеи

В основе абилитационной педагогики лежит гуманистическая концепция, которая рассматривает человека как важный элемент единой системы мироздания. Влияние работ таких ученых, как Абрахам Маслоу, Карл Роджерс, Шарлотта Бюлер и Карл Юнг, способствовало формированию ключевых идей абилитационного подхода к развитию детей с нарушениями в различных жизненно важных функциях и системах, которые основываются на следующих принципах:

  • праве каждого человека следовать своим жизненным путем, уважая уникальность и особенности других;
  • осознании ценности собственного тела и его ощущений;
  • праве личности на удовлетворение своих жизненных потребностей и свободное выражение эмоций;
  • праве на развитие и самореализацию, что включает в себя формирование собственных индивидуальных, социальных и духовных целей.

Абилитация и реабилитация в психологии являются важными процессами, направленными на восстановление и развитие функциональных возможностей человека. Абилитация чаще всего применяется к детям с ограниченными возможностями, помогая им развивать навыки, необходимые для полноценной жизни. Это может включать обучение социальным взаимодействиям, коммуникации и самообслуживанию. Реабилитация, в свою очередь, сосредоточена на восстановлении утраченных функций у людей, перенесших травмы или болезни. Она охватывает физическую, психологическую и социальную коррекцию. Важно подчеркнуть, что обе категории требуют индивидуального подхода и комплексного взаимодействия специалистов, таких как психологи, терапевты и социальные работники. Коррекция в данном контексте подразумевает не только устранение проблем, но и активное развитие потенциала личности, что способствует улучшению качества жизни и социальной интеграции.

Взаимосвязь с другими науками

Как научная и прикладная дисциплина абилитационная педагогика тесно связана с клинической психологией, медициной и правовыми науками:

  1. Клиническая и специальная психология, изучающие закономерности и условия нетипичного развития детей младенческого и раннего возраста (от ноля до трех лет), позволяют определить биологические причины отклонений развитии ребенка.
  2. Возрастная психология и психология развития создают основу для формирования практической и теоретической базы формирования личности нетипичного человека в социуме, предопределяют механизмы формирования компенсаторных процессов, помогают спрогнозировать индивидуальную программу развития ребенка с отклонениями в физиологическом или психологическом плане.
  3. Медицинские науки обогащают абилитационную педагогику сведениями об этапах перинатального развития, данными о риске рождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности, способах выявлении и идентификации такого ребенка методами медицинского скрининга.
  4. Правовые науки призваны осуществить защиту прав и интересов особого ребенка и его семьи на полноценную социализацию и адекватное качество жизни.
  5. Социальные науки помогают рассмотреть проблемы абилитации в период младенчества и раннего детства, а также оказывают помощь в определении ребенка с дефектами работы жизненно-важных органов и систем, со своим статусом в обществе.

Абилитация в психологии и реабилитация. Что это такое, категории, коррекция

Отличие от реабилитации и коррекции

Абилитация в области психологии представляет собой процесс, направленный на восстановление физических и умственных способностей детей с инвалидностью. Этот термин впервые появился в педагогике несколько веков назад, однако окончательно утвердился лишь в конце XX века. В это время было дано четкое определение этого понятия и выделено его отличие от термина «реабилитация».

В Стандартных правилах обеспечения равных возможностей для людей с инвалидностью, принятых Генеральной Ассамблеей ООН 20 декабря 1993 года (Резолюция 48/96), реабилитация определяется как процесс, целью которого является помощь инвалидам в восстановлении их оптимальных физических, интеллектуальных, психических и социальных функций, а также поддержание этих уровней и предоставление необходимых средств для улучшения качества жизни и увеличения независимости.

Абилитация в данном контексте охватывает медицинские, образовательные и логопедические меры, которые помогают развивать новые или улучшать уже существующие ресурсы социально-психического и физического развития человека.

Эксперты подчеркивают, что дети, родившиеся с физиологическими или психологическими нарушениями, не имеют равных возможностей по сравнению с их сверстниками. В то же время их потребность в любви, заботе и общении с окружающими остается на высоком уровне.

Сравнение абилитации и реабилитации было предложено советским ученым Бадалян Л.О., который определял:

  • абилитацию как комплекс лечебно-педагогических мероприятий, направленных на лечение патологий у детей в возрасте от 0 до 5 лет, что может привести к утрате способности к обучению и социальной реализации;
  • реабилитацию как лечебно-педагогические мероприятия, предназначенные для лечения и профилактики патологий при временной утрате трудоспособности.

Кандидат педагогических наук Боровиков Л.И. рассматривает абилитацию как деятельность, способствующую формированию социально-психологических и духовно-нравственных качеств, которые улучшают условия жизни детей с неизлечимыми заболеваниями.

Доцент педагогических наук Г.П. Сергеева описывает абилитацию как профилактическую деятельность, направленную на коррекцию физиологических и психологических нарушений, возникающих на ранних этапах развития ребенка, а также на помощь детям с инвалидностью.

Реабилитация, в свою очередь, включает в себя медико-педагогическую и социально-культурную деятельность, направленную на восстановление или компенсацию нарушенных функций организма.

Применение абилитации на ранних этапах развития направлено на помощь ребенку в освоении или развитии еще не сформировавшихся функций и навыков, в отличие от реабилитации, которая сосредоточена на восстановлении утраченных функций после травмы или болезни.

Абилитация помогает ребенку научиться достигать определенного уровня функционального развития альтернативными способами, если привычные пути заблокированы, а также способствует адаптации к требованиям окружающей среды для компенсации отсутствующих или нарушенных функций.

В отличие от абилитации, термин «коррекция» в медицинской практике используется только в контексте ранней комплексной помощи детям с отклонениями в развитии. Психолого-педагогическая коррекция (исправление) возможна лишь в тех случаях, когда нетипичное развитие ребенка является временным процессом, требующим проведения определенных мероприятий для нормализации психофизического развития.

Абилитация в психологии и реабилитация. Что это такое, категории, коррекция

Функции и роль

Абилитация в психологии – это появление новых возможностей, позволяющих индивиду занять свое место в общественной жизни. Давая такое определение термину, профессор Герасименко О. А. и член Общего собрания РБОО «Центр лечебной педагогики» Дименштейн Р.П. понимают под абилитацией процесс становления функциональных способностей у ребёнка, в норме появляющихся без помощи окружающих. У детей с инвалидностью такие способности могут появиться только в результате квалифицированной работы специалистов.

Ученый отмечает, что дети с врожденными дефектами, причисленные в группе риска по инвалидности и социальной дезадаптации, должны проходить раннюю комплексную абилитацию с целью предупреждения появления вторичных (необратимых) отклонений. Лечебно-педагогические мероприятия здесь проводятся также с целью увеличения шансов таких детей на полноценное включение в образовательную среду и общественную жизнь.

Основная задача абилитации (по мнению профессора Герасименко О.А.) – разработка методик и принципов оказания ранней медико-педагогической помощи детям младенческого и раннего возраста, имеющим различные отклонения (физиологические, психологические) в развитии, а также малышам из групп риска.

В соответствии с законодательством, система «ранней помощи» призвана охватить всех детей с особыми образовательными потребностями на начальных этапах развития, поскольку без ее оказания невозможна полноценная общественная и образовательная интеграция ребенка с ограниченными возможностями здоровья в будущем.

Исследования показали, что поздно начатый абилитационный процесс, может оказаться малоэффективным и невыполнимым. Так, например, недопустимо начинать коррекционные мероприятия для детей, страдающих детским церебральным параличом или задержкой умственного развития позже 3-го месяца жизни.

В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации № 1839-р от 31 августа 2016 г. «Об утверждении Концепции развития ранней помощи» в Российской Федерации вводятся особые я структурные подразделения в современных дошкольных образовательных учреждениях, центрах развития и абилитации, в чью задачу входит:

  • обеспечение территориальной доступности абилитационных мероприятий и психолого-педагогических услуг семье, имеющей детей младенческого и раннего возраста;
  • формирование межведомственного механизма раннего выявления риска нарушения в развитии детей младенческого и раннего возраста;
  • реализация комплекса абилитационных программ по профилактике и снижению степени инвалидности ребенка;
  • подготовка к последующему образованию;
  • оказание помощи родителям и другим членам семьи «особенного» ребенка.

Абилитация в психологии и реабилитация. Что это такое, категории, коррекция

Абилитационные мероприятия

Абилитационные мероприятия, включая медикаментозные, психолого-педагогические и логопедические подходы, объединяются под термином «ранняя помощь». Их целесообразно начинать с момента установления диагноза у ребенка, что может происходить уже в первый год его жизни.

Доктор Р.П. Дименштейн подчеркивает, что начало абилитационных мероприятий возможно с момента перинатальной диагностики отклонений у плода. В таком случае комплекс мероприятий должен включать поддержку в процессе беременности и заботу о матери новорожденного с нарушениями в двигательных функциях, моторике, сенсорном или психическом развитии.

«Ранняя помощь», предоставляемая в результате абилитационных мероприятий, основывается на системе специально организованных действий, где каждый этап рассматривается как отдельное направление работы учреждений, связанных с здравоохранением, образованием и социальной защитой населения.

К абилитационным мероприятиям относятся:

  • выявление детей с задержкой или риском задержки в развитии, что требует проведения ранних диагностических мероприятий и направления ребенка (или беременной женщины) в соответствующую территориальную службу ранней помощи;
  • мероприятия, направленные на определение уровня развития и проектирование индивидуальных программ раннего развития для малыша;
  • обучение и консультирование родителей;
  • предоставление первичной помощи в реализации развивающих программ как в семейной обстановке, так и в специально организованной педагогической среде, соответствующей образовательным потребностям младенца (группы развития);
  • целенаправленная работа по развитию сенсомоторной сферы «особого» ребенка;
  • психологическая и правовая поддержка семьи;
  • плановые или экстренные коррекционные медико-психологические мероприятия.
Абилитация. Ветеран АТО производит биотопливоАбилитация. Ветеран АТО производит биотопливо

Методы

Применяемые при абилитации методы воздействия представляют собой как традиционные способы педагогического воздействия, так и нетрадиционные направления, заимствованные посредством междисциплинарного взаимодействия.

Методологические основы абилитации разработаны и утверждены специалистами Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) и требуют от специалистов проводить и разрабатывать свои абилитационные мероприятия в соответствии с:

  1. Индивидуальным подходом, призванным ориентировать специалистов не на диагноз ребенка, а на совокупность природных ресурсов его организма.
  2. Комплексным подходом, проводимым в форме сеансов взаимодействия ребенка со взрослым и имеющим под собой цель мотивировать ребенка на ориентировочно-исследовательскую деятельность.
  3. Субъектным подходом, основанным на безусловном принятии «особенного» ребенка в обществе, его праве на удовлетворении своих потребностей в условиях безопасности и эмоционального комфорта.
  4. Экологическим подходом, заключающимся в постепенном погружении ребенка в полифункциональную предметную и социальную среду, значительно расширяющую его психофизические возможности.

Методы абилитационного подхода:

Вид метода Его характеристика
Общие методы Включают в себя универсальные действия специалистов и родителей, используемые в процессе взаимодействия с маленькими детьми, страдающими различные нарушения физиологического или психологического развития. Комплекс включает в себя:
  • методику формирования и поддержки избирательной активности ребенка;
  • поддержку развития самостоятельности ребенка;
  • оказания помощи ребенку (ориентирующей, эмоциональной и физической);
  • настройку динамических характеристик взаимодействия с ребенком;
  • повышение мотивационной сферы ребенка.
Методы базового обучения Комплекс методик, основанный на развитии у ребенка:
  • подражательной способности;
  • способности к обмену социальными сигналами (посредством моделирования необходимых ситуаций);
  • навыков, формируемых в процессе предметного взаимодействия.
Методы развития общения Включают в себя вербальные (словесное обозначение предметов, комментирование) и невербальные (наблюдение, имитация, пересечение взгляда) техники.
Методы развития подвижности Направлены на развитие у ребенка навыков мелкой, тонкой и общей моторики, и проводятся по программам:
  • терапии Бобат;
  • «Маленькие ступени»;
  • Войта.
Методы развития межличностного взаимодействия Методика взаимодействия, основанная на обучение ребенка способности к социальному взаимодействию, посредством создания игровых ситуаций, требующих использования мимики, жестов и голосового сопровождения.

Подборка и использование методов проводятся на основе индивидуального подхода к ребенку и имеют своей целью оказание помощи в его последующем обучении и развитии для полноценной его социализации.

Абилитация в психологии представляет собой специализированную, разработанную в соответствии с предложенными специалистами Всемирной организации здравоохранения подходами программу по предупреждению развития патологических состояний или комплекс мер, направленных на приспособление детей раннего возраста с физиологическими или психологическими нарушениями к условиям жизни.

Составляемые педагогами, специалистами «Центра ранней помощи» при детских дошкольных учреждениях методики подбираются в зависимости от состояния здоровья ребенка, и имеют своей целью подготовку его к дальнейшему обучению, выбору профессии и реализации в профессиональной сфере, а также успешной общественной социализации.

Абилитация в психологии и реабилитация. Что это такое, категории, коррекция

Видео о абилитации

Что такое абилитация:

Помогать легко. Что такое "абилитация" или шанс для ребёнка на здоровую жизньПомогать легко. Что такое "абилитация" или шанс для ребёнка на здоровую жизнь

Примеры успешной абилитации

Абилитация представляет собой процесс, направленный на развитие и восстановление функциональных возможностей человека, который сталкивается с ограничениями в своей жизни, вызванными различными физическими или психическими состояниями. Успешные примеры абилитации можно наблюдать в различных сферах, включая работу с детьми с особыми потребностями, пожилыми людьми и пациентами после травм или заболеваний.

Одним из ярких примеров успешной абилитации является работа с детьми с аутизмом. В таких случаях специалисты применяют методики, направленные на развитие социальных навыков, коммуникации и саморегуляции. Например, использование визуальных расписаний и структурированных занятий помогает детям лучше ориентироваться в повседневной жизни и взаимодействовать с окружающими. В результате таких программ многие дети достигают значительных успехов в обучении и социализации, что позволяет им более эффективно интегрироваться в общество.

Другим примером успешной абилитации является работа с людьми, перенесшими инсульт. В таких случаях акцент делается на восстановление двигательных функций и речевых навыков. Реабилитационные программы могут включать в себя физическую терапию, логопедические занятия и психологическую поддержку. Благодаря индивидуально подобранным программам многие пациенты восстанавливают свою способность к самостоятельной жизни, возвращаются к работе и активной социальной жизни.

Также стоит отметить абилитацию пожилых людей, которые сталкиваются с возрастными изменениями и потерей независимости. В таких случаях важно не только физическое восстановление, но и психологическая поддержка. Программы, направленные на развитие когнитивных функций, такие как тренировки памяти и внимания, а также занятия по социальной активности, помогают пожилым людям сохранить качество жизни и минимизировать чувство одиночества.

В заключение, успешная абилитация требует комплексного подхода, включающего в себя как медицинские, так и психологические аспекты. Примеры из практики показывают, что при правильном подходе и поддержке можно значительно улучшить качество жизни людей с различными ограничениями, помогая им адаптироваться и развиваться в условиях современных реалий.

Вопрос-ответ

Что такое коррекция в психологии?

Осипова: «Психологическая коррекция – это система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия».

Чем отличаются понятия коррекция и компенсация?

Если компенсация – это процесс возмещения нарушенной или утраченной функции, то коррекция чаще всего определяется как исправление тех или иных нарушений. Стало быть, различия между компенсацией и коррекцией определяются степенью или выраженностью нарушения той или иной способности.

Советы

СОВЕТ №1

Изучите основные понятия абилитации и реабилитации. Понимание различий между этими терминами поможет вам лучше ориентироваться в процессе помощи людям с ограниченными возможностями и выбрать наиболее подходящие методы.

СОВЕТ №2

Обратитесь к специалистам. Если вы или ваши близкие нуждаетесь в помощи, не стесняйтесь обращаться к психологам и реабилитологам. Профессиональная поддержка может значительно ускорить процесс восстановления и улучшить качество жизни.

СОВЕТ №3

Участвуйте в группах поддержки. Общение с людьми, которые сталкиваются с похожими проблемами, может быть очень полезным. Это не только поможет вам получить новые знания, но и создаст эмоциональную поддержку.

СОВЕТ №4

Регулярно оценивайте прогресс. Ведение дневника или использование других методов отслеживания изменений поможет вам и вашим специалистам видеть результаты работы и при необходимости корректировать подходы к абилитации и реабилитации.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации