Госпитализм в психологии. Что это такое у детей, определение, симптомы, причины

Многими исследователями-психоаналитиками доказано, что отрыв ребенка от матери не может проходить бесследно для его психики и развития. В психологии существует такой термин, как «госпитализм», который отражает все происходящие изменения, связанные с разлукой детей и мам, размещением малышей в интернат либо больничные учреждения.

Впервые это явление было описано психоаналитиком Спитсом в 1945 г. В своем учении он опирается на работы Фрейда, касающиеся сепарирования детей и матерей.

Что такое госпитализм в психологии и психиатрии? Суть отклонения

Госпитализм в психологии — это комплекс психосоматических нарушений, которые развиваются в результате длительного пребывания взрослого или ребенка без близких людей в больничных либо иных подобных условиях (интернат, дом ребенка). Данное явление отражает психофизическое состояние пациентов, на длительное время лишенных заботы близких.

Чаще всего госпитализм развивается у детей, оставшихся без матери или заменяющего ее родственника, что связано с неустойчивостью их несформированной психики, однако бывают ситуации, когда это явление встречается и среди взрослых пациентов, вынужденных длительное время находится в режимных учреждениях (больницы, дома престарелых людей).

Госпитализм, развившийся у личности в детстве, может давать о себе знать и во взрослом возрасте, даже если человек сумел адаптироваться к жизни.

В психиатрии с госпитализмом связывают общее ухудшение психофизического состояния из-за длительного пребывания в учреждениях больничного либо интернатного типа.

Госпитализм в психологии. Что это такое у детей, определение, симптомы, причины

Суть госпитализма и в психологии, и в психиатрии связана с разрушительными реакциями, возникающими при отрыве человека от дома и родных людей (в особенности матери для детей), которые ведут к ряду негативных последствий:

  • ухудшению общего психофизического состояния;
  • расстройствам психики;
  • сложностям с адаптацией в обществе и жизни в целом.

Госпитализм в психологии представляет собой состояние, возникающее у детей, которые длительное время находятся в условиях стационара или изоляции. Врачи отмечают, что это явление может проявляться в виде эмоциональной и социальной депривации, что приводит к затруднениям в адаптации к обычной жизни после выписки. Симптомы госпитализма включают тревожность, агрессивное поведение, нарушения сна и проблемы с общением. Причинами этого состояния могут быть длительные болезни, частые госпитализации или отсутствие стабильной эмоциональной поддержки со стороны родителей. Врачи подчеркивают важность создания комфортной и поддерживающей среды для детей, чтобы минимизировать негативные последствия госпитализма и способствовать их успешной реинтеграции в общество.

Госпитализм у детейГоспитализм у детей

Причины возникновения у детей и взрослых

Предположений о причинах развития синдрома госпитализма у взрослых и детей, способных на практике доказать природу происхождения данного состояния, на сегодняшний день нет.

Причинами возникновения госпитализма принято считать:

  • длительное пребывание в казенных заведениях как больничного, так и интернатного типа;
  • отсутствие контакта в таких учреждениях с близкими людьми;
  • для детей, особенно раннего возраста, утрата связи с матерью, отсутствие в их жизни материнской любви и заботы.

Долгое время психологи и психиатры связывали развитие негативной симптоматики, наблюдающейся при госпитализме, с нехваткой витаминов, плохим содержанием и уходом у детей, проживающих в специализированных учреждениях. Однако позднее эти данные были подвергнуты сомнению и доктора, занимающиеся психоанализом, в том числе Спитс, сделали революционнее предположение.

Они обследовали детей, условия содержания которых были хорошими. Они получали достаточный уход, разнообразное питание, однако имели задержки в развитии и различные отклонения. В связи с этим психологи единодушно сошлись во мнении, что пусковым механизмом в развитии госпитализма является невозможность получения родительского тепла при нахождении в таких учреждениях.

Такая разлука откладывает отпечаток на всю дальнейшую судьбу человека. Этот неразрешенный в детстве конфликт может являться и причиной проявления госпитализма у зрелых и пожилых людей при определенных неблагоприятных условиях (длительная болезнь, одинокая старость, проживание в домах престарелых).

Также как отмечалось ранее, госпитализм является проблемой не только сиротства и одиночества, но и эмоционального игнорирования родителями своих детей. Дети очень тонко улавливают отношение к себе и безразличное поведение родителей, поэтому зачастую госпитализм развивается у детей, живущих в авторитарных, жестких семьях, либо же семьях, где на персону ребенка не обращается никакого внимания.

Какие действия взрослых провоцируют развитие расстройства у детей? Факторы риска, патогенез

Госпитализм в психологии – это совокупность отдаленных последствий, возникающих в результате стресса, связанного с отрывом от привычной окружающей среды и длительным пребыванием в учреждениях системного типа. Развитие подобного стресса напрямую зависят от поведения взрослых людей, находящихся рядом с детьми.

Госпитализм в психологии. Что это такое у детей, определение, симптомы, причины

Факторами риска развития госпитализма у детей являются:

Нахождение в стационаре по причине длительной болезни В этом случае особенно тяжелые реакции развиваются у детей, от которых отказались родители, которых не посещает мать, либо кто-то из других родственников.
Нехватка общения с семьей, близкими В таком случае речь необязательно идет об асоциальном поведении и неблагополучии. Иногда родители могут действительно много работать и редко видеть своего ребенка, возможно, оставлять его на попечение родне или в учреждении с круглосуточным пребыванием.
Неблагополучие семьи Неполная семья, попадающая под наблюдение органов охраны детства из-за возможного асоциального поведения – пьянства, разгульного образа жизни, нарастающей в связи с образом жизни деградации. В подобных случаях госпитализм может возникать и до размещения ребенка в казенное учреждение, так как он уже выходит из семьи, где на его потребности и существование никто не обращал внимание. Дальнейшее размещение в интернатных и больничных учреждениях лишь усугубляет ситуацию, даже, несмотря на то, что условия (наличие еды, одежды, пребывание в тепле) зачастую существенно лучше, чем в родственной семье. По сути, дома ребенка, интернаты в лице государства закрывают базовые потребности таких детей, чтобы они имели возможность выжить, однако морально и эмоционально они остаются обделенными.

Патогенез (процесс развития) госпитализма связан с психической депривацией или, проще говоря, отсутствием внимания к ребенку.

Госпитализм — это состояние, которое возникает у детей, длительно находящихся в условиях стационара или изоляции. Это явление проявляется в виде эмоциональной и физической зависимости от медицинского персонала, а также в снижении активности и социальной адаптации. Симптомы госпитализма могут включать апатию, тревожность, нарушения сна и поведенческие расстройства. Причинами этого состояния становятся не только длительное пребывание в больнице, но и недостаток общения, внимания и заботы со стороны взрослых. Важно отметить, что госпитализм может негативно сказаться на развитии ребенка, приводя к трудностям в обучении и взаимодействии с окружающими. Психологи и педагоги подчеркивают необходимость создания комфортной и поддерживающей среды для детей, чтобы минимизировать последствия госпитализма и способствовать их полноценному развитию.

Признаки и симптомы

Госпитализм у детей и взрослых проявляется неодинаково. В психологии разграничивают признаки, которые характерны для новорожденных, детей постарше и взрослых. Это связано с особенностями психофизических реакций, которые отличаются в зависимости от возраста человека.

Госпитализм в психологии. Что это такое у детей, определение, симптомы, причины

Госпитализм у новорожденных

Новорожденные младенцы являются самой уязвимой категорией пациентов стационарных заведений, у которых симптомы госпитализма выражаются очень ярко и имеют крайне негативные последствия для дальнейшей жизни и развития.

У младенцев, лишенных материнской заботы, с рождения могут наблюдаться следующие признаки:

  • чрезмерная сонливость;
  • вялость, апатичность;
  • развитие рахита;
  • слабое развитие рефлексов и врожденных инстинктов;
  • частые простудные заболевания, общее снижение иммунитета;
  • отсутствие аппетита, малый набор массы тела;
  • слабость мышц (гипотонус);
  • отсутствие гуления, вокализации, смеха;
  • отсутствие моторных и зрительных реакций (ребенок не следит за предметом, не реагирует на голос, не пытается смотреть в глаза, не оживляется при появлении взрослого человека);
  • отставание в физическом развитии (поздно формируется умение удерживать головку, переворачиваться с боку на бок)

Как правило, у новорожденных детей госпитализм развивается стремительно, так как они только появились на свет и сразу оказались никому не нужны. Именно в этот период чрезвычайно важны теплые объятия родной мамы. Данный процесс может быть обратим, если ребенка вернуть матери. В этом случае все проявления госпитализма уходят спустя 2-3 недели.

Госпитализм у детей постарше

У детей старшего возраста, имеющих проявления госпитализма, отмечается запоздалое освоение физических навыков. Держать вертикально голову они начинают к 4-5 месяцам, сидеть к 8-9, ползать после 10, навык ходьбы осваивают после 1 года.

При этом движения, отличаются неуверенностью и неустойчивостью. Подросшие малыши любят совершать повторяющиеся монотонные движения – мотать головой, раскачиваться, стучать предметами.

Страдает также и развитие речи у таких детей. Обычно она появляется поздно, долго остается нечленораздельной и примитивной. Нарушаются и коммуникативные навыки – интерес к общению слабый, на обращенную речь ребенок может ответить плачем, иногда агрессией. На фоне длительного пребывания в интернатом учреждении могут развиваться неврологические проблемы — аутизм, неврозы, поведенческие отклонения.

Степень развития госпитализма зависит от многих факторов – общего состояния здоровья ребенка, особенностей его нервной системы, благополучности (насколько это возможно) обстановки в государственном учреждении.

Иногда дети очень тяжело переносят одиночество и отверженность, что может выражаться в:

  • развитий глубокой умственной отсталости;
  • серьезных психических отклонениях;
  • каломазании, ночном недержании мочи;
  • странных телодвижениях (удары о стену головой, причинение боли самому себе);
  • критическом ослаблении иммунитета и смерти.

Госпитализм у взрослых людей

Взрослые люди также могут стать жертвами системного институционального режима. Чаще всего госпитализм развивается у стариков, живущих в домах престарелых, а также более молодых людей, длительное время находящихся в условиях стационара по причине долгой болезни.

У взрослых людей наблюдаются следующие изменения:

  • утрата профессиональных навыков;
  • социальная дезориентированность;
  • потеря интереса к трудовой деятельности;
  • сокращение числа контактов, сужение круга общения;
  • обострение имеющихся хронических болезней;
  • снижение аппетита;
  • малоподвижный образ жизни;
  • флегматичность, медлительность;
  • ухудшение памяти;
  • деградация.

При длительном течении болезни у некоторых взрослых людей (особенно пенсионеров) помимо госпитализма, развивается синдром заболевшего человека. Он развивается, когда человек получал длительное лечение в стационаре на протяжении 9-14 мес.

За это время больной может перестать воспринимать себя как полноценный член общества, привыкнуть к своей болезни и регулярно получаемому уходу. Поэтому многие сознательно стремятся оказаться вновь на больничной койке, так как утрачивают способность жить в иных условиях.

Исследования Спитса

Специалистом, впервые описавшим проблему госпитализма, был психоаналитик Спитс. Он исследовал состояние детей, оставшихся без материнской ласки и заботы и помещенных в условия стационара. При этом исследуемые маленькие пациенты получали необходимый базовый уровень заботы – они были накормлены, получали необходимый гигиенический и медицинский уход.

Госпитализм в психологии. Что это такое у детей, определение, симптомы, причины

В результате исследования Спитсом были сделаны следующие выводы:

  • примерно спустя 3 месяца ухудшалось физическое состояние детей – их иммунитет становился слабее, увеличивалось число летальных исходов (у детей имеющих отклонения);
  • немного позднее начали проявляться некоторые изменения в психике – появлялась апатия, приторможенность, пассивность;
  • начиная со 2-ого года жизни в подобных условиях, глубокая психофизическая отсталость стала проявляться с разных сторон – изменялась не в лучшую сторону речь, утрачивались навыки ходьбы, некоторые дети не могли стоять и сидеть.

В результате доктор Спитс пришел к выводу, что для нормального развития ребенка колоссальное значение имеет получал ли он материнскую ласку, заботу, любовь, общался ли со своей матерью.

Психоаналитик выделял два типа синдрома:

  • госпитализм, связанный с полным отсутствием матери в жизни ребенка (с рождения или раннего младенческого возраста);
  • госпитализм, обусловленный развившейся анаклитической депрессией, которая возникает в случае, если ребенок был вынужденно изолирован от матери, от которой получал заботу и тепло (например, в результате ее гибели).

Современные исследователи, исследующие проблему госпитализма, сходятся во мнении, что любая депривация (сокращение общения, отсутствие матери в жизни ребенка) приводит к развитию госпитализма, в том числе когда ребенок физически находится рядом с матерью, но не получает никакого внимания к своей персоне и по сути не интересен ей.

Теория депривации

Госпитализм (в психолигии это явление тесно связано с депривацией), развивающийся у детей и взрослых, негативно отражается на их дальнейшей жизни, ведет к разрушению психики и личностному регрессу. Парадокс госпитализма связан с тем, что человек, пребывающий в стационарных условиях даже при хорошем уходе получает глубокую психологическую травму из-за развивающейся депривации.

Психологи и психиатры определяют депривацию как состояние, при котором у человека развивается неудовлетворенная потребность в эмоциональной близости, в результате чего возникают пробелы в эмоциональной, сенсорной и интеллектуальной сфере. Особенно остро данная проблема стоит среди детского населения, лишенного материнской заботы и тепла.

Госпитализм в психологии. Что это такое у детей, определение, симптомы, причины

Дети, лишенные возможности эмоционально контактировать с матерью, имеют проблемы с развитием, и впоследствии депривация трансформируется в более серьезные отклонения уже выросшего человека.

Депривированная личность не ощущает себя в безопасности в полной мере, не имеет возможности проявлять социальную активность и получать новые впечатления, что формирует у нее определенное измененное отношение к окружающей реальности и себе.

Иными словами отсутствие удовлетворенной потребности в любви и заботе (депривация) создает идеальные условия для деградации личности во всех направлениях –психоэмоциональном, умственном и физическом.

Как действовать при диагностированном синдроме?

Госпитализм в психологии – это явление, которое поддается корректировке, при условии своевременно оказанной помощи, когда процессы регресса и стагнации личности не стали чрезмерно глубокими. Идеальным вариантом для устранения негативной симптоматики является возвращение ребенка в родное окружение к матери.

Такая терапия при условии адекватного благоприятного климата в семье лучше всего способна излечить детские травмы, полученные в результате вынужденного сепарирования.

Однако такой позитивный вариант развития событий зачастую невозможен в реалиях современного социального сиротства, когда лишь малый процент детей оказывается в детских домах по причине гибели родителей, а большинство попадает туда в результате асоциального образа жизни ближайшего окружения.

Именно поэтому в домах ребенка с детьми работают специалисты-психологи, психотерапевты и педагоги, которые стараются при помощи занятий корректировать данные состояния. Аналогичную помощь могут получать и взрослые люди, страдающие госпитализмом в условиях стационаров.

В основе лечения у детей лежит системная психолого-педагогическая коррекция, социальная адаптация, у взрослых – психологическая помощь, позволяющая вернуть утраченные социальные навыки.

Игры-упражнения для детей

При планировании занятий с детьми, имеющими симптомы госпитализма, специалисты включают в работу развивающие и тренирующие игры:

  • внимание;
  • мышление;
  • память.

Госпитализм в психологии. Что это такое у детей, определение, симптомы, причины

Это могут быть сюжетно-ролевые игры, в которых нужно работать в парах, взаимодействовать и соревноваться. Через игры ребенок проходит активную социализацию, учиться оперировать навыками, знаниями и умениями.

В случае детей находящихся в детских домах игра помогает им лучше понять, как устроен предметный и социальный мир. Важным моментом является организация таких занятий. Для достижения лучшего результата с детьми работают индивидуально, а также организуя их в небольшие группы.

Лечение нервных и депрессионных состояний

Нередко итогом длительного пребывания в институциональных заведениях становится развитие, как у детей, так и у взрослых пограничных состояний – различных неврозов, депрессий. На фоне пережитого горя (болезни, сепарации с близкими родственниками) все эти состояния лишь усиливаются, у человека нарастает тревога, страхи и напряженность.

Для коррекции подобных состояний с детьми или пожилыми людьми проводят работу психотерапевты, задача которых состоит в формировании положительного эмоционального состояния. В случае тяжелых форм депрессии могут назначаться специальные препараты, позволяющие пациентам выйти из этого состояния.

Педагогическая поддержка

Педагоги, работающие с детьми с госпитализмом, стараются развивать в них социальные коммуникационные навыки. Они оказывают им активную поддержку, помогая включаться в детские коллективы, проводя реабилитационные мероприятия. Они способствуют сохранению отношений между ребенком и матерью.

Помимо занятий в учреждениях дети могут передаваться на воспитание в дома семейного типа, где женщина-педагог выступает в роли матери для 5-8 ребят. Такие формы воспитания детей оставшихся без попечения родителей приобретают все большую популярность и являются более предпочтительными в сравнении с воспитанием в детских домах.

В домах семейного типа обычно трудятся семейные пары, которые замещают детям мать и отца. Положительная динамика развития и воспитания детей в таких семьях свидетельствует об эффективности данных форм устройства детей и снижения нагрузки на их психику в сравнении с пребыванием в домах ребенка и интернатах.

Дети, устроенные в подобные семьи, видят распределение ролей между мужем и женой и в целом организацию семейной жизни, что способствует их лучшей последующей адаптации в жизни и минимизации последствий госпитализма.

Препараты для коррекции эмоциональной нестабильности

Психотропные средства могут назначаться специалистами, когда госпитализм проявляется в тяжелой форме. Лечение подбирается индивидуально с учетом анамнеза и возраста пациентов.

Задача такой медикаментозной поддержки:

  • остановить регресс в развитии;
  • корректировка эмоциональной неустойчивости;
  • стимуляция когнитивных функций.

Медикаменты могут применяться для лечения, как взрослых, так и детей. Это могут быть легкие средства (Тенотен, Ноофен) и более серьезные препараты, назначаемые при расстройствах аутического спектра, тяжелых депрессиях (Кортизон).

Средства для стимуляции развития познавательных функций

Одной из проблем госпитализма у детей является снижение когнитивных способностей, вследствие чего у них снижается тяга к познанию нового, обучаемость. Задача психологов и педагогов восстановить этот механизм.

Специалистам приходится порой заново обучать детей выстраивать коммуникации, стимулировать эмоциональную сферу. Занятия проводятся индивидуально, или же, при наметившейся положительной динамике, в небольших группах.

Для мотивации пациентов с госпитализмом к познавательной деятельности применяют:

  • занятия, развивающие мелкую моторику (пальчиковые игры с детьми младшего возраста);
  • музыкотерапию;
  • арт-терапию;
  • телесно-ориентированную психотерапию (массаж или контактные упражнения, направленные на расслабление зажимов, возникающих при неврозах и депрессиях);
  • тренинги, помогающие восстановить коммуникативные навыки;
  • семейные консультации для больного человека и его близких.

Лечение соматических заболеваний как дополнение терапии госпитализма

Соматические заболевания в противовес психическим расстройствам связаны с телесными недугами.

Это могут быть самые разные заболевания внутренних органов (сердечно-сосудистые болезни, патологии органов дыхания, онкологические заболевания, наследственные генетические отклонения), а также приобретенные травмы. При наличии подобных диагнозов в анамнезе устранить проявления госпитализма без излечения основного заболевания достаточно сложно.

Поэтому врачи при работе с такими пациентами применяют комплексный подход и человеку (ребенку или взрослому человеку) оказывается всесторонняя помощь. Положительная динамика при лечении соматических заболеваний улучшает психологическое состояние пациента и увеличивает его шансы оправиться от последствий пребывания в госпитальных учреждениях.

Прогноз

https://youtube.com/watch?v=cM78kIB6nYw%3Ffeature%3Doembed

Для детей, у которых госпитализм выявлен на ранних этапах и которые получают помощь, прогноз может быть благоприятен. Если ребенок не страдает тяжелыми соматическими заболеваниями и получает необходимую поддержку от психологов и врачей, то проявления госпитализма можно минимизировать.

Госпитализм в психологии. Что это такое у детей, определение, симптомы, причины

Существенно повышается успех, если ребенок воссоединяется с матерью или обретает замещающую любящую семью. При поздней постановке диагноза и отсутствии должного лечения в некоторых случаях возможно развитие необратимых тяжелых последствий – аутизма, инвалидности, смерти.

Взрослые, особенно пожилые люди, вынужденные оставаться в стационарной системе без поддержки родственников также тяжело восстанавливаются и адаптируются. При наличии анамнеза отягощенного серьезными соматическими болезнями прогноз неутешителен.

Возможные осложнения

Перенесенный длительный опыт пребывания в институциональных заведениях сказывается как на здоровье детей, так на состоянии взрослых людей.

У пациентов может наблюдаться следующая симптоматика:

  • задержка роста у детей;
  • недобор веса, дистрофия;
  • снижение иммунитета;
  • младенческий маразм;
  • необратимые изменения в нервной системе, головном мозге, ведущие к инвалидности;
  • частые простудные заболевания;
  • расстройство пищеварения;
  • инфекции мочевыделительной системы (связаны с игнорированием гигиенических процедур);
  • трудности с выстраиванием социальных связей, взаимодействием в обществе.

Развитие этих осложнений зависит от того насколько успешно прошла реабилитация и была ли оказана на должном уровне своевременная медицинская и психологическая помощь пациенту с госпитализмом.

В условиях пребывания в режимных учреждениях помочь справиться пациентам с госпитализмом бывает непросто. В этих ситуациях помочь уйти от госпитального синдрома может возвращение в нормальную родственную среду, что не всегда возможно.

Госпитализм в психологии. Что это такое у детей, определение, симптомы, причины

Для преодоления кризиса важна общая плодотворная работа пациентов с психологами, врачами и иными специалистами, помогающими реабилитироваться в социуме и приблизиться к нормальной жизни.

Видео о госпитализме

Госпитализм — лишенные любви:

https://youtube.com/watch?v=TpywlIRL780%3Ffeature%3Doembed

Вопрос-ответ

Что такое госпитализм и каковы его причины и какие формы его проявления?

Госпитализм может возникнуть как в домах ребенка, так и в семьях, где родители не уделяют ребенку необходимое внимание. Происходит термин от франц. Hospital — больница и на языке медиков означает синдром патологии детского психического и личностного развития, появляющийся у детей вследствие отделения их от матери.

Что такое явление госпитализма?

Под госпитализмом в психиатрии понимают ухудшение психического состояния в связи с длительным пребыванием в стационаре: явления социальной дезадаптации, утрата интереса к труду и трудовых навыков, снижение синтонности , ухудшение контакта с окружающими, тенденция к хронификации заболевания и др.

Советы

СОВЕТ №1

Обратите внимание на поведение ребенка. Если вы заметили изменения в его эмоциональном состоянии, такие как замкнутость, тревожность или агрессивность, это может быть признаком госпитализма. Важно вовремя обратиться к специалисту для оценки ситуации.

СОВЕТ №2

Создайте поддерживающую атмосферу в семье. Дети, пережившие госпитализацию, нуждаются в любви и понимании. Постарайтесь проводить больше времени вместе, обсуждайте их чувства и переживания, чтобы помочь им адаптироваться к изменениям.

СОВЕТ №3

Обучите ребенка навыкам саморегуляции. Помогите ему научиться справляться с эмоциями через игры, творчество или физическую активность. Это может снизить уровень стресса и помочь ребенку чувствовать себя более уверенно.

СОВЕТ №4

Не стесняйтесь обращаться за профессиональной помощью. Если вы заметили симптомы госпитализма у своего ребенка, консультация с психологом или психотерапевтом может оказаться полезной. Специалист поможет разработать индивидуальный план поддержки и восстановления.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации