Принуждение в психологии. Что это такое, определение, примеры

Принуждение в психологии — сложный феномен, затрагивающий аспекты человеческого поведения и взаимодействия. В статье рассмотрим определение принуждения, его виды и механизмы, а также примеры из реальной жизни. Это поможет понять, как принуждение влияет на поведение и принятие решений, а также научиться распознавать его и противостоять негативным последствиям.

Что это такое, определение

Принуждение в психологии представляет собой процесс, в ходе которого человек оказывается под воздействием внешних обстоятельств, что вынуждает его действовать вопреки своим желаниям или убеждениям. Эксперты отмечают, что данное явление может проявляться в различных формах, таких как физическое, эмоциональное или социальное давление. Например, в семейных отношениях один из партнеров может принуждать другого к определенным действиям, прибегая к манипуляциям или угрозам. В рабочей среде сотрудник может столкнуться с давлением со стороны руководства, что может привести к стрессу и ухудшению качества жизни. Важно осознавать, что принуждение может иметь серьезные последствия для психического здоровья, включая развитие тревожных расстройств и депрессии. Специалисты рекомендуют обращать внимание на признаки принуждения и искать помощь, чтобы избежать негативных последствий и восстановить личные границы.

Принуждение в психологии. Что это такое, определение, примеры

Что такое ОКР и почему У ТЕБЯ ЕГО НЕТ (скорее всего)? — НаучпокЧто такое ОКР и почему У ТЕБЯ ЕГО НЕТ (скорее всего)? — Научпок

Принуждение в психологии представляет собой процесс, при котором одно лицо или группа лиц заставляет другого человека действовать против его воли или желания. Эксперты отмечают, что принуждение может проявляться в различных формах, включая физическое, эмоциональное и социальное давление. Например, в семейных отношениях один партнер может использовать манипуляции, чтобы заставить другого выполнять определенные действия, такие как отказ от общения с друзьями или изменение личных интересов. В профессиональной среде принуждение может проявляться через угрозы увольнения или понижения в должности. Психологи подчеркивают, что такие действия могут иметь серьезные последствия для психического здоровья жертвы, включая развитие тревожных расстройств и депрессии. Важно осознавать механизмы принуждения и работать над их преодолением, чтобы создать здоровую и поддерживающую среду.

В социальной психологии

В социальной психологии принуждение, в качестве меры воздействия, относится к категоричным требованиям, предъявляемым субъектом психологического манипулирования. Прибегший к принуждению человек должен проследить за выполнением своих требований, а в случае необоснованного их неисполнения принять соответствующие меры наказания.

Занимаясь проблемой принуждения, советский психолог Левидов Н.Д. отметил, что любые формы проявления необоснованной агрессии воспринимаются людьми в крайне негативном ключе, потому прежде чем использовать наказание он советовал субъекту принуждения попытаться найти более мягкие способы воздействия, используя:

  • контроль за деятельностью и поведением;
  • установление срока, необходимого для исполнения конкретных заданий;
  • беседу с объектами в присутствии остальных членов коллектива;
  • общественное осуждение провинившихся.

Любые формы наказания здесь являются способом торможения конфликта, вызванного осознанно совершенной вредной и противоречащей интересам коллектива деятельностью.

Наказание здесь не ставит перед собой цель причинения провинившемуся вреда (физического или морального), а направлено на концентрацию сознания человека на чувстве вины. Меры наказания здесь так же помогают обнаружить скрытые черты характера личности, изучить поведенческие особенности и помочь в выборе способа совместного взаимодействия.

Наказание используется не только для восстановления порядка, приоритета принятых в обществе морально-правовых норм, но и помогает развитию самоконтроля, основанного на осознании индивидом недозволенности попирания общественных прав и интересов.

Советский психолог К.Д. Ушинский, несмотря на определенную пользу наказаний для обеспечения общественного порядка, правил и норм общественного поведения, считал злоупотребление ими недопустимым.

По мнению ученого, употребление антипедагогических средств направлено на моральное подавление человека, лишение его уверенности в себе, появление переживаний, связанных с чувством собственной неполноценности. Так же, по словам психолога, оно провоцирует появление у индивида озлобленности и желания активного сопротивления психологическому воздействию.

Аспект принуждения Определение Примеры
Общее определение Воздействие на человека с целью заставить его совершить определенные действия или принять решения против его воли, часто с использованием угроз, давления или манипуляций. Угроза увольнением, если сотрудник не согласится на сверхурочную работу; шантаж, чтобы заставить человека изменить показания.
Виды принуждения Различные формы, в которых может проявляться принуждение, от физического до психологического. Физическое: Удержание, применение силы. Психологическое: Угрозы, шантаж, манипуляции, эмоциональное давление, газлайтинг. Экономическое: Угроза лишения средств к существованию, финансовый контроль.
Цели принуждения Мотивы, по которым человек или группа прибегает к принуждению. Получение выгоды (материальной, социальной), контроль над другим человеком, месть, установление власти, изменение поведения или убеждений.
Последствия для жертвы Негативные эффекты, которые принуждение оказывает на психическое и физическое состояние человека. Стресс, тревога, депрессия, посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР), снижение самооценки, чувство беспомощности, нарушение доверия, физические травмы.
Принуждение в различных контекстах Проявление принуждения в разных сферах жизни и взаимоотношений. В семье: Домашнее насилие, контроль над финансами, принуждение к браку. На работе: Мобинг, принуждение к сверхурочной работе, сексуальные домогательства. В политике: Пропаганда, цензура, угрозы репрессий. В сектах: Контроль над сознанием, изоляция от внешнего мира.
Отличие от убеждения Ключевое различие между добровольным принятием решения и действием под давлением. Убеждение: Основано на логике, аргументах, добровольном согласии. Принуждение: Основано на страхе, угрозах, отсутствии выбора.

Интересные факты

Вот несколько интересных фактов о принуждении в психологии:

  1. Определение и виды принуждения: Принуждение в психологии обычно определяется как воздействие на человека с целью заставить его действовать против его воли или желания. Существует несколько видов принуждения, включая физическое (угроза насилием), психологическое (манипуляции, запугивание) и социальное (давление со стороны группы).

  2. Эффект “бандвагон”: Принуждение может быть не только явным, но и скрытым. Например, социальное давление, когда человек чувствует необходимость следовать мнению группы, даже если это противоречит его собственным убеждениям. Это явление называется эффектом “бандвагон” и может привести к изменению поведения и мнений под воздействием группы.

  3. Принуждение и когнитивный диссонанс: Когда человек подвергается принуждению, он может испытывать когнитивный диссонанс — состояние внутреннего конфликта, возникающее, когда его действия противоречат убеждениям. Это может привести к изменению его убеждений или оправданию своих действий, чтобы снизить диссонанс. Например, человек, который был принужден к участию в деятельности, которую он не поддерживает, может начать убеждать себя в ее правильности, чтобы избежать внутреннего конфликта.

В педагогике

Принуждение в общении применяется, когда другие методы воздействия оказываются неэффективными, и его использование возможно только в случае, если субъект принуждения обладает более высоким статусом по сравнению с объектом принуждения. Например, авторитетный учитель может заставить своих учеников следовать его указаниям.

В педагогической практике принуждение реализуется учителем (или воспитателем) и включает в себя:

  • его прямое требование от учащихся согласия с его мнением или предложенным решением, которое считается образцом поведения;
  • выполнение учеником указаний учителя.

Психологи подчеркивают, что как постоянный метод воздействия, принуждение в межличностном общении имеет низкую эффективность, но полностью отказываться от него не стоит, так как:

  • оно помогает разрешить конфликтную ситуацию на определенный период и побуждает к выполнению конкретных действий;
  • по мнению основателя советской психологии К. Д. Ушинского, оно заставляет человека действовать из чувства долга, а не под влиянием собственных желаний.

Принуждение в психологии — это процесс, в ходе которого один человек или группа людей заставляют другого индивида действовать против его воли или желания. Это может проявляться в различных формах, включая физическое, эмоциональное или социальное давление. Например, в семейных отношениях один партнер может принуждать другого к определенным действиям, используя манипуляции или угрозы. В рабочей среде начальник может оказывать давление на подчиненного, заставляя его выполнять задачи, которые тот не хочет или не может выполнить. Принуждение часто приводит к негативным последствиям, таким как стресс, тревога и снижение самооценки. Важно понимать, что такие действия могут нарушать личные границы и вызывать долгосрочные психологические травмы. Осознание механизмов принуждения помогает людям защищать свои права и устанавливать здоровые границы в отношениях.

Как способ психологического насилия

Принуждение в психологии – это насилие, выражающееся в понуждении к определенным действиям вопреки собственной воле индивида. Как способ проявления агрессии оно свойственного широкому спектру противоправных действий: от вымогательства и терроризма до различных форм рабства (Словарь терминов агрессии и насилия).

Как вид агрессии психическое принуждение заключается в применении к лицу психического насилия, направленного на совершение угодного для требующего действия либо воздержания от нежелательных для него поступков.

По своей структуре психическое принуждение представляет собой вариант информационного воздействия на сознание личности, несущее в себе угрозу применения физического насилия к ней самой или ее близким людям.

Под психическим принуждением в психологии и юриспруденции понимаются любые средства воздействия на человеческую психику, сопровождающиеся запугиванием с применением физического насилия (или угрозой его использования), уничтожением или повреждением имущества, распространением клеветнических измышлений.

Психологическое насилие | В семье, в отношениях, на работе | Примеры психологического насилияПсихологическое насилие | В семье, в отношениях, на работе | Примеры психологического насилия

Характеристика

Принуждение в психологии представляет собой метод психологического давления на личность, который осуществляется через ограничение выбора и склонение к единственному варианту поведения.

Методы принуждения можно разделить на две категории: физические и психологические. Физические методы основаны на применении силы, тогда как психологические направлены на побуждение человека к действиям, которые противоречат его собственным желаниям. В процессе психологического принуждения индивид выполняет предписанные действия, испытывая при этом сильный внутренний протест и подчиняясь не своим желаниям, а внешним обстоятельствам.

По мнению советского психолога Н.Д. Левидова, основным фактором, способствующим психологическому принуждению, является страх, который связан с безусловным защитным рефлексом и проявляется через инстинкт самосохранения. Левидов подчеркивает, что социальная природа страха является сложной и до конца не изученной, однако она может вызывать и усиливать нервное напряжение, когда человек осознает свою уязвимость.

Исследования, проведенные группой российских психологов, показали, что страх в основном возникает в результате словесного воздействия и тесно связан с сознанием человека. Он появляется, когда у индивида возникает ощущение опасности, вызванное восприятием окружающих объектов и ситуации, а также его собственным пониманием и оценкой этих факторов.

Формы

Происходящее в форме насильственного психического воздействия принуждение проявляется в виде угрозы, шантажа или гипноза, используя которые субъект принуждения пытается запугать объект принуждения, добившись от него определенного поведения.

Угроза

Угроза как метод психологического давления представляет собой потенциально опасную ситуацию или обещание возникновения проблем и неприятностей. Известный ученый Ильин Е.П. описывает угрозу как способ воздействия на человека, заключающийся в намерении причинить ему вред или создать дискомфорт. По мнению доктора психологии, угроза используется для того, чтобы вызвать у человека чувство тревоги или страха, что способствует его подчинению.

Запугивание может проявляться как в явной форме, например, когда учитель угрожает оставить ученика на второй год, так и в скрытой, когда родители намекают, что ребенок может не вырасти, если не будет есть кашу. Этот метод широко распространен в социальных взаимодействиях между людьми, находящимися:

  • в армии;
  • в образовательных учреждениях;
  • в местах лишения свободы.

Угрозы также могут встречаться в семейных отношениях.

Формы проявления угрозы:

Угрозы определенного типа Основываются на обещании совершить конкретные действия против объекта принуждения. Примером такой угрозы может служить угроза учителя поставить неудовлетворительную оценку за невыполнение домашнего задания.
Угрозы неопределенного типа Выражаются в упоминании о возможности совершения неопределенных и опасных действий в отношении человека.
Угрозы с потенциальным причинением вреда Широко распространены в праве и уголовной теории, заключаются в принуждении к действиям под угрозой физической расправы.

Угрозы могут быть:

Реальными Являются четко сформулированными, когда для причинения вреда не хватает лишь одного или нескольких условий. Это разделение угроз помогает прогнозировать и предотвращать возможность вреда на самых ранних стадиях его формирования.
Предполагаемыми Проявляются в виде воздействия или фактора, который реально несет угрозу или воспринимается человеком как угрожающее его психологическому состоянию.

Формы внешнего проявления угрозы могут включать:

  • действия или жесты;
  • слова (включая приказы).

Принуждение в психологии. Что это такое, определение, примеры

Шантаж

Шантаж – разновидность принуждения, выражающаяся в угрозе неприятностями, если шантажируемый не выполнит какие-либо действия, требуемые шантажистом, или в угрозе оглашения порочащих и/или компрометирующих жертву сведений, независимо от их содержания и достоверности.

Проявляясь в завуалированной форме (например, «принимай меня таким, какой я есть») или прямой форме («если ты хочешь быть со мной, ты должен») шантаж провоцирует появление у объекта принуждения чувства страха за свою жизнь, имущество или благополучие. В юриспруденции шантаж считается одним из способов совершения уголовно-наказуемых деяний. Так же этот прием эффективно использует в межличностных и семейных отношениях и направлен на получение субъектом принуждения собственной выгоды.

Принуждение в психологии. Что это такое, определение, примеры

Гипноз

Гипноз представляет собой метод психиатрического воздействия, который включает в себя намеренное введение человека в состояние беспомощности против его желания, с помощью информационного влияния на его психику. Это воздействие приводит к подавлению воли у человека, находящегося под гипнозом, и ограничивает его способность к свободному самовыражению.

В отличие от человека в состоянии бодрствования, гипнотизированный индивид воспринимает информацию без критического анализа, что связано с возникновением тормозного процесса в коре головного мозга, вызванного словами гипнотизера.

Гипнотический феномен, возникающий в ходе этого воздействия, может привести к:

  • амнезии по отношению к определенным событиям и факторам;
  • внушению гипнотизированному лицу существования несуществующих событий, объектов или действий;
  • выполнению им определенных действий (или отказу от них) в заданный период времени.

Где используется и его опасность

Принуждение в психологии – это основанные на чувстве страха, возникающего в подсознании субъекта психологические манипуляции, сопровождающиеся у него появлением чувства гнева, раздражения, обиды, отвращения и вины, за совершенное (или несовершенное) деяние (заслуженный деятель наук Е.П. Ильин)

Проявляющееся в форме угроз или приказа психологическое принуждение наиболее распространено в воинских частях и местах исполнения наказаний, основано на авторитете субъекта принуждения и призвано заставить объект отношений совершить не совпадающие с его желанием и волей деяния.

Активно используется принуждение в учебных и воспитательных заведениях, где проявляется в форме побуждения учеников (воспитанников) учителем (воспитателем) к совершению необходимых действий (например, к выполнению домашнего задания).

В уголовной практике принуждение, проявляющееся в форме угрозы, или гипноза, является уголовно-наказуемым деянием и снимает с объекта принуждения вину за совершение (или несовершение) противоправных деяний.

В форме психологических манипуляций: угроз, шантажа, газлайтинга принуждение, как форму психологического насилия, можно наблюдать в межличностных, семейных отношениях. В этом случае объект принуждения, по словам психолога, гельштат-терапевта Морозовой Т.К. длительное время может не осознавать сам факт проявляющегося посредством принуждения психического насилия, чувствуя лишь дискомфорт и недовольство собственной жизнью.

Длительное время находящийся под воздействием принуждения человек может обнаружить у себя развитие соматических заболеваний: мигрени, язвы желудка, гипертонической болезни. Подобные симптомы появляются как ответ организма на длительное принуждение, но в большинстве случаев, по словам гельштат-терапевта, списываются объектом принуждения, на собственную усталость.

В качестве примера специалист приводит случай, когда уставшая на работе жена спешит домой для того, чтобы вовремя приготовить и подать ужин своему супругу, а подавая чай, в стакане обязательно размешивает сахар. Делает это она потому, что знает, что в противном случае ее муж будет недоволен и прибегнет к принуждению посредством угроз или шантажа.

Принуждение в психологии. Что это такое, определение, примеры

Способы борьбы

По мнению гештальт-терапевта Т.К. Морозовой, борьба с психологическим принуждением в семейных и социальных отношениях начинается с осознания человеком своего состояния.

Факторы, способствующие осознанию психологического принуждения:

Достижение предела терпения Это момент, когда контроль, осуществляемый через угрозы, насмешки и оскорбления, становится невыносимым для жертвы принуждения.
Угроза здоровью Она может проявляться не только в виде реальных угроз, но и возникать из подавленного гнева и раздражения.
Вред развитию и здоровью детей Это происходит, когда ребенок растет в неблагоприятной, конфликтной семейной обстановке и часто становится свидетелем ссор между родителями.
Рост самосознания и самоуважения Это развитие может происходить под влиянием личностного и профессионального роста или с помощью психолога.

Внутренний протест, вызванный принуждением, со временем может перерасти в открытое противостояние – конфликт, который способен остановить агрессора и заставить его изменить свои насильственные методы воздействия.

Для успешного противостояния психологическому принуждению, по мнению гештальт-психолога Т.К. Морозовой, объекту принуждения следует:

  • осознать наличие психологического давления;
  • научиться распознавать свой страх, который блокирует энергию протеста;
  • быть готовым отказаться от выгод, которые предоставляет взаимодействие с агрессором;
  • определить установки, мешающие противостоять насильственному воздействию;
  • быть готовым вступить в открытый конфликт с субъектом принуждения.

Также помощь в освобождении от психологического принуждения может оказать специалист, который проведет детальный анализ ситуации и определит методы и виды насильственного воздействия.

В психологии термин «принуждение» обозначает форму психологического давления, направленную на подавление воли другого человека с целью удовлетворения собственных интересов.

Широко распространенное в военной сфере, юриспруденции и образовательных учреждениях, психологическое принуждение может проявляться в виде шантажа, угроз или гипноза и при длительном воздействии способно вызвать у жертвы различные соматические расстройства, требующие комплексного медикаментозного и психиатрического лечения.

Видео о принуждении в психологии

Психология манипуляции и подчинения:

Психология манипуляции и подчинения | Николя ГегенПсихология манипуляции и подчинения | Николя Геген

Исторический контекст и развитие концепции принуждения в психологии

Концепция принуждения в психологии имеет глубокие исторические корни, уходящие в начало изучения человеческого поведения и взаимодействия. Первые упоминания о принуждении можно найти в работах философов и психологов XVIII и XIX веков, которые исследовали влияние внешних факторов на поведение индивидов. В это время принуждение рассматривалось в основном в контексте морали и этики, где акцент делался на свободе воли и ответственности человека за свои действия.

С развитием психологии как науки в начале XX века, внимание к принуждению стало более систематизированным. Психоанализ, основанный Зигмундом Фрейдом, предложил концепцию внутреннего конфликта, где принуждение может рассматриваться как результат борьбы между инстинктивными желаниями и социальными нормами. Фрейд утверждал, что принуждение может приводить к психическим расстройствам, когда индивид не может справиться с внутренними противоречиями.

В середине XX века поведенческая психология, представленная такими учеными, как Б.Ф. Скиннер, начала рассматривать принуждение с точки зрения внешних стимулов и последствий. Скиннер утверждал, что поведение человека можно формировать через систему вознаграждений и наказаний, что подразумевает определенное принуждение к действию. Это подход открыл новые горизонты для понимания того, как внешние факторы могут влиять на выбор и действия индивидов.

В 1960-х и 1970-х годах, с развитием гуманистической психологии, акцент сместился на личной ответственности и свободе выбора. Однако даже в рамках гуманистического подхода принуждение продолжало рассматриваться как важный аспект, влияющий на личностное развитие. Например, Карл Роджерс подчеркивал, что принуждение может препятствовать самовыражению и самореализации, что в свою очередь может негативно сказаться на психическом здоровье.

Современные исследования в области социальной психологии также уделяют внимание принуждению, особенно в контексте группового давления и манипуляции. Исследования показывают, что социальные нормы и ожидания могут оказывать значительное влияние на поведение индивидов, заставляя их действовать против своих убеждений или желаний. Это подчеркивает важность понимания принуждения не только как индивидуального, но и как социального явления.

Таким образом, исторический контекст и развитие концепции принуждения в психологии демонстрируют эволюцию взглядов на это явление. От моральных и этических аспектов до анализа поведения и социальных взаимодействий, принуждение остается ключевым понятием, которое продолжает вызывать интерес и обсуждение в научном сообществе.

Вопрос-ответ

Что такое принуждение в психологии?

Психическое принуждение — это информационное воздействие на сознание человека, которое, как правило, представляет собой угрозу применения физического насилия к самому принуждаемому лицу или его близким.

Что такое психологическое принуждение?

Психическое принуждение — это реальная угроза применения физического насилия, причинения материального или морального ущерба, которая может быть приведена в исполнение немедленно (например, приставленное к телу оружие или зажженная спичка перед емкостью с бензином и др.).

Что считается принуждением?

Принуждение подразумевает принуждение стороны к действиям, противоречащим её воле, посредством угроз, включая угрозы применения силы. Оно включает в себя совокупность насильственных действий, нарушающих свободную волю человека с целью вызвать желаемую реакцию.

Советы

СОВЕТ №1

Изучите основные признаки принуждения, чтобы лучше распознавать его в повседневной жизни. Это поможет вам защитить себя и окружающих от манипуляций и давления.

СОВЕТ №2

Обратите внимание на свои чувства и интуицию. Если вы чувствуете дискомфорт или давление в общении с кем-то, это может быть признаком принуждения. Не игнорируйте эти ощущения.

СОВЕТ №3

Развивайте навыки ассертивного общения. Умение выражать свои мысли и чувства открыто и уверенно поможет вам противостоять принуждению и защитить свои границы.

СОВЕТ №4

Если вы столкнулись с принуждением, не стесняйтесь обращаться за помощью к специалистам, таким как психологи или консультанты. Они могут предложить стратегии и поддержку для преодоления сложной ситуации.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации